«Зеленая» энергетика, контроль углеродного следа, выпуск и продажа «зеленых» облигаций – все это часть айсберга под названием «зеленые fintech», сообщает psm7.com.

 Зеленые финансы и ответственное инвестирование | Банки и Финансы

Профит от внедрения «зеленых» облигаций сейчас является едва ли не самым обсуждаемым не только среди банкиров, финансистов и крупных предпринимателей. В разговорах фермеров, автопроизводителей, энергетиков и экологов это тема номер один. О «зеленых» финтех говорят и власть, и бизнес-сектор большинства стран мира, но все называют это по-разному. Правда, смысл понятия один – уменьшение вредного влияния на экологию и очищение окружающей среды на планете.

Предлагаем разобраться, что такое «зеленые» финтех, почему они нарастили популярность в последние годы, в чем их главный профит для экологии, и как эти технологии развиваются в Украине.

Последние новости из области «зеленых» финтех

В июне 2022 года была создана первая в мире классификация «зеленых» финансов, состоящая из семи категорий. Это стало возможным благодаря сотрудничеству нескольких организаций, работающих в области перехода к зеленой экономике, чистым технологиям и инновациям: Green Digital Finance Alliance и Swiss Green Fintech Network при поддержке Государственного секретариата Швейцарии по международным финансам. Внедрение такой классификации произошло благодаря эволюции рынка финтех в течение 2021 года, когда возникла новая волна финтех-решений с так называемыми «зелеными» намерениями.

Классификация должна стать инструментом для стимулирования рынка «зеленых» финансовых технологий, согласуя подход политиков, инвесторов и участников рынка. Эти решения либо открывают новые зеленые финансы, либо лучше согласуют существующие финансовые потоки и потоки капитала с экологическими целями. В контексте перехода мировой экономики, промышленности и технологий на «зеленые» рельсы – это большой шаг.

Новообразованные категории «зеленых» финтех – это цифровые платежи и счета; цифровые инвестиционные решения; цифровые решения для данных и аналитики ESG; цифровые краудфандинговые и синдикационные платформы; цифровые решения для анализа рисков и страхования; цифровые решения для депозитов и ссуд; решения для цифровых активов; решения регуляторных технологий. Все это с приставкой «зеленые».

Каждая из выделенных категорий использует основные базы данных, а при условии, что они будут доступны, то смогут стимулировать увеличение предложения «зеленых»финтех-инноваций.

К примеру, данные с открытым исходным кодом, которые уже используют «зеленые» финтех-инновации, – это результаты наблюдения Земли с открытым кодом, данные инвентаризации углерода и баз данных учета углерода, реестров углеродных кредитов и открытой инфраструктуры банковских данных.

Интересно, что первая классификация использовала такие категории как: цифровое кредитование, решения для цифровых платежей и управление цифровым богатством. Они отражали устоявшийся сегмент финансовых продуктов, трансформированный в цифровую форму. Вторая классификация акцентировала внимание на новых наборах данных и базовой инфраструктуры для инноваций новых цифровых финансовых продуктов и услуг.

Что же такое «зеленые» финтех на понятном языке, почему это при грамотном внедрении спасет экологию планеты, и как ко всему этому может приобщиться каждый житель планеты? Рассказываем дальше.

Что такое «зеленые финансы», и почему они призваны спасти мир

Под сборным названием «зеленые финансы» мир понимает составляющую рынка капитала, расширение ряда финансовых инструментов и возможностей для инвесторов. «Зеленые» финтех объединяют такие понятия, как «зеленые» инвестиции, направленные на внедрение экологически чистых, энергоэффективных и низкоуглеродистых проектов, «зеленые» облигации, льготное кредитование, субсидии на «зеленые» проекты. Все это направлено, прежде всего, на развитие «зеленых» проектов в области альтернативной энергетики, энергосбережения, утилизации и переработки мусора, разработке и внедрении экологически чистого транспорта, эффективного использования земель и воды, сохранения и увеличения флоры и фауны.

О «зеленых» финансовых инструментах давно и много знают власти и предприниматели в странах Западной Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии. Быстрому развитию и расширению области «зеленых» финтех способствовал острый вопрос о глобальном потеплении, вызванном деятельностью человека. Очевидно, что изменение климата обсуждается не только на экологических саммитах и ​​форумах в Давосе, но и за закрытыми дверями правительств большинства стран мира. Оно возглавило повестку дня и в политике, и в экономике. Чем хуже экология, тем быстрее нужно придумать инструмент ее улучшения. Так что политики, инвесторы, а также малые компании и гигантские корпорации начинают путь «озеленения» всех отраслей экономики и промышленности.

Климатический кризис требует быстрых и эффективных решений, основной которых стала прежде всего стратегия декарбонизации, то есть сокращение выбросов парниковых газов. Однако переход к «декарбонизированной» экономике требует огромных вложений – то есть того же «зеленого» финансирования для поддержки корпораций на пути перестройки своих процессов.

Потребности финансирования по-настоящему огромны – специалисты стран Большой двадцатки высчитали, что для эффективной борьбы с изменениями климата за пятнадцать лет необходимо будет потратить 90 трлн долларов. В Международном энергетическом агентстве отметили, что 53 трлн долларов понадобятся только для энергетического сектора. К тому же, к 2025 году Европейский банк реконструкции и развития должен выделить более 50% финансирования на климатические и экологические цели, согласуя все операции с принципами Парижского соглашения.

Кроме того, чтобы все эти меры были результативными, нужно совмещать государственные средства и деньги, сосредоточенные в руках частных предпринимателей, ведь только госфинансирования не хватит. Все это требует обновления финансовой системы, чтобы она могла производить «зеленые» инвестиции.

Основные механизмы «зеленого» финансирования

Главные инструменты эко-финансирования – это «зеленые» облигации, «зеленые» кредиты, «зеленые» паевые фонды, «зеленый» лизинг, субсидии на реализацию «зеленых» проектов.

«Зеленые» облигации – это новый класс ценных бумаг, деньги от продажи которых тратятся только на финансирование экологических проектов. Речь идет, например, о возведении электростанций, которые будут работать на возобновляемых источниках энергии, о финансировании транспорта с низким объемом углеродных выбросов, строительстве энергоэффективных зданий.

Активно развивается этот класс в течение последних десятилетий. Глобальный рынок «зеленых» облигаций растет с 2007 года. Тогда впервые в мире органами власти, банками и компаниями было выпущено «зеленых» облигаций на сумму 900 млн долларов, тогда как в 2016 году их общий объем оценивался в 81 млрд долларов, в 2019 году этот показатель составил уже 266,5 млрд долларов, а в 2020 году — 297 млрд долларов.

«Зеленые» паевые фонды являются инвестиционным инструментом, который используется для поддержки инвестиций в возобновляемые источники энергии.

«Зеленая» секьюритизация – это объединение «зеленых» кредитов и выпуск ценных бумаг, подкрепленных ими. Этот механизм может объединить небольшие кредиты и поспособствовать привлечению другой базы инвесторов. Он предоставляет банкам право рефинансировать существующие кредитные портфели и повторно использовать капитал для создания новых портфелей «зеленых» кредитов.

«Зеленый» лизинг/аренда является одной из самых популярных структур финансирования для покупки оборудования. Речь идет о «зеленом», то есть экологически чистом автомобиле, об энергоэффективности, «зеленых» ипотечных кредитах.

«Зеленые» кредитынаправлены на повышение экологической устойчивости и определенным образом напоминают функционал «зеленых» облигаций.

«Зеленый» финтех в развитых странах мира

Правительства стран Большой двадцатки, Европейская Комиссия, Всемирный банк, Международная финансовая корпорация, Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Организация экономического сотрудничества и развития, США, Китай и европейские страны много работают над внедрением «зеленых» проектов. Евросоюз, к примеру, задался целью достичь климатической нейтральности к 2050 году.

Интересно, что в выпуске «зеленых» облигаций лидируют США, Китай и Франция – доля их облигационного выпуска в общей мировой статистике составляет более 47%. Это страны, являющиеся априори крупнейшими загрязнителями окружающей среды и имеющие в структуре энергетики старые угольные электростанции. А американские корпорации за последние 13 лет выпустили ценные бумаги на сумму $211,7 млрд, Китай – на $127,3 млрд, а Франция – на $115,6 млрд. Львиная доля инвестиций от них тратится в энергетической, транспортной и строительной отраслях.

Также эмитентами «зеленых» облигаций являются Германия, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Испания, Великобритания, Ирландия, Норвегия, Польша и Италия.

Впервые стратегию «зеленого» финансирования в 2019 году приняли в Великобритании. Ее целью была поддержка отрасли финуслуг, мобилизация крупных частных инвестиций для перехода к чистой нулевой экономике. Королевство начало стимулировать рынок «зеленых» облигаций через «зеленый» инвестиционный банк, проводящий экспертизу проектов на соответствие принципам «зелености». Британцы первыми в мире выпустили суверенные розничные зеленые сберегательные облигации, разработали стратегию Net Zero (программа декарбонизации экономики до 2050 г.), новую программу энергетической безопасности, которая должна повысить энергетическую независимость страны на фоне удорожания энергоносителей в мире.

Для развития рынка «зеленых» облигаций необходимо государственное стимулирование и улучшение инвестиционной привлекательности «зеленых» облигаций. Так, Штаты в рамках программ Clean Renewable Energy Bonds и Qualified Energy Conservation Bonds налогово стимулируют власть и инвесторов. Муниципалитетам дают денежные субсидии от правительства для снижения процентной ставки по выплатам по «зеленым» облигациям или освобождают их от налогов.

Осенью 2021 года ЕС разработал и утвердил новый регламент о раскрытии устойчивого финансирования по «зеленым» финансам, который должен влиять на приоритеты инвестирования коммерческих банков в Восточной Европе и Центральной Азии. Речь идет о ряде норм и правил, делающих информацию о «зеленых» финансах более понятными для инвесторов. На самом деле это выглядит довольно логично, ведь если человек не понимает чего-то, то не будет в этом участвовать.

Что в Украине с «зелеными» облигациями, и каковы перспективы

Украинское законодательство получило объяснение и фиксацию понятия «зеленые» облигации совсем недавно. В декабре 2019 года был принят законопроект №2284, который вводит инструмент «зеленых» облигаций в Украине, а 1 июля 2021 вступила в силу новая редакция закона № 3480- IV «О рынках капитала и организованных товарных рынках». Документами внедрялись «зеленые» облигации как вид ценных бумаг, проспект которых предусматривает использование привлеченных средств только на финансирование экологического проекта, например в отраслях альтернативной энергетики, энергоэффективности, утилизации и переработки мусора.

А 23 февраля 2022 года, за день до начала полномасштабной войны в Украине, правительство утвердило первую концепцию развития рынка «зеленых» облигаций в нашей стране. Все это должно привлекать «зеленое» финансирование для реализации проектов альтернативной энергетики, энергоэффективности, направленных на снижение использования топлива и уменьшение выбросов парниковых газов.

Украина в свое время уже размещала суверенные облигации на международных рынках. Летом 2020 года Украина разместила среди международных инвесторов еврооблигации на сумму $2 млрд, с доходностью 7,25% и с погашением в 2033 году. Заинтересовались ими инвесторы из США, Великобритании и стран ЕС. Известно, что сумма заявок на покупку облигаций и участие в предложении обмена на пике достигла $7 млрд от более чем двухсот мировых инвесторов.

В ноябре 2019 года на Ирландской фондовой бирже компания DTEK осуществила первый выпуск облигаций на сумму 325 млн евро, под 8,5% годовых для рефинансирования проектов альтернативной энергетики. Средства были направлены на проекты компании в возобновляемой энергетике, в частности, на строительство Тилигульской ВЭС. А осенью 2021 года пятилетние «зеленые» облигации устойчивого развития на сумму 825 млн долларов с доходностью 6,875% разместили на Лондонской фондовой бирже ДК «Укрэнерго».

Украина одной из первых ратифицировала Парижское климатическое соглашение, поэтому развитие «зеленых» финтех для нас фактически является указателем в борьбе с климатическими изменениями.

В соответствии с концепцией Минэкоэнерго Украина сможет перейти к климатически нейтральной экономике к 2070 году. На это понадобятся инвестиции в сумму 5% ВВП ежегодно. Это требует и государственных ресурсов, и денег от частных инвесторов, направленных на формирование стимулирующих тарифов для операторов сетей, проведение «зеленых» аукционов, работу Фонда энергоэффективности, выдачу «теплых» кредитов.

По оценкам Международной финансовой корпорации IFC, потенциал рынка «зеленого» финансирования в Украине к 2030 году составляет около $73 млрд. Потенциал непосредственно рынка «зеленых» облигаций – $36 млрд.

На самом деле прочная и незыблемая государственная поддержка в этом многоэтапном процессе является сверхважной. Так что реализовать «зеленый» курс Украины можно будет только имея финансовые дотации от частных инвесторов. Именно для этого и нужно развивать «зеленые» финтех, обогащая финансовую отрасль инновационными технологиями и инструментами, упрощая таким образом сотрудничество с инвесторами.

Источник  psm7.com