В последние годы бизнес по всему миру активнее смотрит в сторону аренды персонала, работы с внештатными исполнителями и фрилансерами , сообщает inbusiness.kz.

Внештатный работник – что это означает? Специфика работы, особенности  трудоустройства.

Пандемия с ее удаленкой, текущий дефицит кадров в развивающихся и развитых экономиках, а также быстро меняющиеся технологии и, как следствие, условия бизнес-ландшафта - тому ключевые причины. В чем выгода от перевода компетенций за штат для участников рынка и какие профессии скоро станут эксклюзивом фрилансеров? 

Зачем бизнесу внештатные сотрудники?

Бизнес переходит на модель аренды персонала по нескольким причинам:

1. Снижение затрат. Одним из основных мотивов бизнеса к аренде персонала является снижение операционных издержек. Вместо найма постоянных сотрудников, у которых есть постоянные затраты, такие как зарплата, страховки и льготы, компании могут арендовать персонал на временной основе или нанимать внештатных сотрудников, оплачивая только фактически выполненную работу. Это позволяет бизнесу значительно снизить затраты на оплату труда.

2. Доступ к экспертам. При аренде персонала компании имеют возможность нанимать специалистов с определенными навыками и опытом, которые могут быть критически важными для выполнения конкретного проекта или задачи. Бизнес может использовать опыт и экспертизу внештатных сотрудников для выполнения специализированных работ, необходимых в конкретный момент времени. Таким образом, бизнес получает доступ к широкому спектру квалифицированных специалистов без необходимости их найма на постоянной основе.

3. Гибкость и масштабируемость. Аренда персонала дает бизнесу большую гибкость для адаптации к колебаниям спроса и потребностям рынка. Компании могут арендовать дополнительных сотрудников в периоды повышенной загрузки работы или на специальные проекты, а затем уволить их по завершении работ. Это помогает бизнесу сохранять оптимальную производительность и эффективность, не перегружая зарплатный фонд избыточными ресурсами.

Свободу занятым

Учитывая потенциальные плюсы для компаний, бизнес все больше привлекает к работе фрилансеров. Так, в США, по оценкам McKinsey Global Institute, около 20-30% рабочей силы являются внештатными работниками. И этот процент будет только расти. Опрос, проведенный компанией Gallup в 2020 году, показал, что 36% американских работников работали хотя бы в один момент времени на внештатной основе.

В Казахстане на данный момент опыт фриланс-работы есть более чем у 1 млн кадров, согласно исследованию Центра развития трудовых ресурсов. Это около 11%. С таким же позитивным прогнозом на рост, как и во всем мире. Так как спрос на внештатный труд постоянно растет вместе с развитием технологий, стратегий бизнеса и изменением предпочтений работников в плане гибкости и баланса между работой и личной жизнью, который меняет восприятия традиционной формы занятости, особенно среди представителей поколений миллениалов и зумеров, которые уже через 7 лет составят почти половину всех экономически активных граждан в стране.

Удаленка - путь за штат

С развитием технологий и новых способов связи понятие "рабочее место" становится все более абстрактным, и опыт пандемии это наглядно показал. Сейчас в Казахстане 29% занятых могут работать в дистанционном формате, согласно отчету Центра развития трудовых ресурсов. И это не только айтишники: из 2,5 млн занятых в Казахстане, которые могут работать удаленно, это в основном высококвалифицированные работники по таким профессиям, как бухгалтеры, юристы, преподаватели, аналитики, финансовые консультанты. Телекоммуникационные технологии создают целые новые сферы труда - такие как телемедицина или онлайн-образование. И эти сферы также будут наполняться удаленщиками.

 

А от удаленного до внештатного, как часто бывает, всего один шаг. Компании, под давлением необходимости повышать собственную мобильность и сокращать издержки, будут все чаще предлагать удаленным сотрудникам временные контракты. А сами фрилансеры, в погоне за постройкой баланса между работой и личным (или необходимостью зарабатывать больше, совмещая работу с несколькими заказчиками), будут активнее на такие контракты соглашаться.

Кого попросят за штат?

Первая профессия, которая приходит на ум, – это веб-разработчик. Учитывая все возможности Интернета и удаленного доступа к серверам, веб-разработчик может работать из любой точки мира. Ему нужен только ноутбук и доступ в Интернет, и он может выполнять свои проекты, находясь в любой стране или даже в комфорте своего дома. С другой стороны, дефицитность этих специалистов и высокий спрос на них будут активнее толкать компании к временному найму специалистов или их аренде. Такая же судьба ждет и других диджитал-специалистов, от графических дизайнеров и дизайнеров интерфейсов, до СММ-специалистов, маркетологов и проджект-менеджеров. Также за штат могут уйти аналитики данных, бухгалтеры и юристы — те, чьи услуги компании нужны не каждый день, а, как правило, проектно.

Даже профессии, которые кажутся на первый взгляд невозможными для работы на удаленке, могут быть внештатными. Например, врачи могут проводить консультации или диагностику через видеосвязь, эксперты по маркетингу могут проводить вебинары и тренинги онлайн, и даже профессиональные спортсмены могут проводить тренировки с помощью специализированного оборудования и трансляций.

Все это будет плотнее входить в обиход вместе с уберизацией потребления, когда на любой случай жизни будет свое приложение. Уже сейчас мы видим, как такая модель вытесняет привычные курьерские услуги и такси, заменяя их агрегаторами вроде Yandex и Uber. В ближайшем будущем через маркетплейсы или платформы можно будет получить еще больший спектр услуг, а одним из ключевых их потребителей может стать бизнес, который будет покупать временный доступ к нужным себе компетенциям и фактически закрывать часть своих бизнес-процессов за счет временных внештатных исполнителей, которых будут подбирать на маркетплейсах типа Upwork или в сервисах, которые закрывают не только поиск, но и контрактование исполнителей, вроде Quick Work. То есть будущее труда может быть практически полностью уберизованным и почти полностью внештатным. Но это небыстрый процесс, который требует глубокой перестройки как моделей потребления, так и традиционного понимания работы и занятости. Мы только в самом начале этого пути.

Автор Арина Пирогова

Источник inbusiness.kz