Искажение статистики по заболевшим и умершим от COVID-19, куда не вносили тех, кто болел и умирал от пневмонии, являлось отражением давней порочной практики, когда в течение десятилетий на государственном уровне так же активно искажали любую статистику, уверен политолог, директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев
Привычка - вторая натура
Но в случае с коронавирусом все эти искажения вышли боком, породив фейковую информацию о новой разновидности «загадочной» и смертельной пневмонии в Казахстане. Это даже вызвало тревогу ВОЗ, которая позже опровергла эту информацию, зато посадила в лужу казахстанские власти, заставив их признать необходимость объединения статистики по коронавирусу и пневмонии. Хотя даже несмотря на это властям будет довольно тяжело вернуть доверие казахстанцев к новой статистике, так как в течение многих лет любые цифры в устах чиновников не имели ничего общего с реальностью. Ведь попытка не ухудшить свои мировые рейтинги по заболевшим и умершим от коронавируса за счет искажения статистики напоминала такие же многочисленные и многолетние попытки заниматься цифровой эквилибристикой, чтобы пускать пыль в глаза.
Далеко за примерами ходить не надо. Можно вспомнить, что в течение долгого времени чиновники усердно прятали безработицу за термином «самозанятые», которых в стране насчитывалось около 2,7 млн человек. Без официально зарегистрированных безработных статистика по уровню безработицы выглядела такой же «причесанной», как и прежняя статистика по количеству зараженных COVID-19.
Или другой пример: несколько лет назад вдруг возник шум по поводу того, что статистика тогда еще существовавшего Министерства здравоохранения и социального развития сильно отличается от данных международных организаций, в частности, по материнской смертности и некоторым заболеваниям. И причинами такого расхождения были названы не только несовершенство методики расчетов в министерстве, но также желание приукрасить реальную ситуацию.
Глухой, немой, слепой
Но наша власть и представить не могла, что главным ее «оппозиционером» выступит COVID-19, который масштабно и напоказ вывернул наизнанку все пороки действующей системы госуправления на всех уровнях и породил рост новых протестных настроений в обществе даже у тех, кто до этого был лоялен к власти и жил по принципу «лишь бы не было войны».
Хуже всего для власти то, что в страну этот «оппозиционер» пришел всерьез и надолго, ведя массированный артобстрел не только по системе здравоохранения, но и по всей экономике. И если президенту опять будут подсовывать ложную статистику по «успешному» выходу из этого кризиса, следует помнить, что эта старая садомазохистская привычка все время обманывать себя и других, чтобы казаться, а не быть, работала только в «мирное время» и загнала нас в застой. Но когда начинается форс-мажор, гуманитарная и медицинская катастрофа, дефицит честности так же опасен, как и дефицит медикаментов.
Всё это говорит о том, что даже после эпидемии коронавируса реальная, а не мифическая статистика в Казахстане должна помогать нам решать проблемы во всех сферах, а не скрывать или преуменьшать эти проблемы, которые рано или поздно заявят о себе во весь голос.
А ведь еще несколько лет назад региональный советник и главный статистик Европейской экономической комиссии ООН Стивен Вейл уже выступал с рекомендацией отделить Комитет по статистике от Министерства национальной экономики РК, куда тот вошел в 2014 после реорганизации Агентства РК по статистике. По заявлению Вейла, согласно основополагающим принципам официальной статистики ООН, национальное статистическое агентство должно быть независимым органом. Идея вполне здравая – независимость такого рода оставляет меньше соблазна притягивать те или иные цифры за уши или же, наоборот, искусственно преуменьшать нелицеприятные показатели. Еще хуже, когда государственные структуры зачастую работают вслепую, так как оперируют разными статистическими данными.
Интересно, что еще в 2009 году мажилис принял в работу законопроект, запрещающий акиматам вмешиваться в процесс формирования статистических данных, на основе которых и работают все центральные министерства. Но воз и ныне там. На всех уровнях отбора информации, поступающей снизу, до сих пор происходит ее искажение, виртуализация в сторону позитивизации событий, процессов и результатов. В свою очередь, в обратном направлении идет информация, которая не всегда адекватно отражает существующее положение вещей. В результате глухой общается с немым, а вести этих двоих вперед собирается слепой. Система госуправления за 30 лет научилась производить дорогостоящие мыльные пузыри, когда больше ценились те, кто красиво эти пузыри надувал, во всех сферах – от медицины и образования до экономики. И лишь форс-мажор показал, что старые пузыри полопались, а новые надувать уже сложнее.
Системный апгрейд
Как недавно заявил Михаил Саакашвили, чиновникам нужны три вещи: большая идея, большая зарплата и правоохранительные органы, готовые посадить любого вне зависимости от связей и ранга. У нас же из всего этого списка есть лишь «большая зарплата» у верхушки госаппарата, хотя многие живут явно не на одну эту зарплату. Все попытки разработать в Казахстане «большую идею» провалились, так как те, кто ее разрабатывали, сами в нее не верили. Ну а правоохранительные органы давно нуждаются в тотальной антикоррупционной чистке.
Понятно, что все эти составляющие в Грузии заработали только после тотального апгрейда всей политической системы. Такой же апгрейд давно нужен Казахстану, так как эпидемия коронавируса четко показала, что эта система может создавать иллюзию работы только в жирные и мирные времена, когда любую проблему можно залить деньгами. Но когда возникает кризис, тот самый «черный лебедь», который тут же рушит весь этот карточный домик, выясняется, что кроме денег еще нужны мозги, любовь к своей стране и уважение к своему народу, который должен доверять тем, кто стоит у руля власти. Без такого доверия будут лишь хаос, смерть и отчаяние. И это продемонстрировал довольно успешный опыт некоторых стран в борьбе с эпидемией, начиная от Японии и Германии и заканчивая той же Грузией, где был один из самых низких показателей смертности от коронавируса на постсоветском пространстве.
Поэтому было бы слишком оптимистично рассчитывать, что только изменение статуса Комитета по статистике РК согласно «основополагающим принципам официальной статистики ООН» сразу улучшит работу государственной машины, где менять надо не только сдутое колесо, а весь движок, который часто работает вхолостую. Ведь наличие большого количества временщиков на государственных постах явно противоречит необходимости иметь более или менее объективную статистику, так как временщик – заложник красивых цифр, а не конкретных результатов, за которые надо нести ответственность. Его вообще не интересует конечный результат, до которого он может и не досидеть. Главное – освоить бюджетные деньги и отчитаться по бумаге, а не по делам, а дальше хоть трава не расти.
В нашей системе наверху не любят гонцов с плохими новостями. Более популярен наигранный оптимизм, в том числе и там, где пора хвататься руками за голову. И если система государственного управления неэффективна в целом, то как могут быть эффективны отдельные ее элементы, в том числе и официальная статистика, которая лишь инструмент в руках чиновников? И отсутствие более самостоятельной позиции у того же Комитета по статистике – лишь один из индикаторов наличия так называемой иллюзии независимости других многочисленных элементов казахстанской экономической и политической систем, которые больше играют роль «свадебных генералов».
В конечном счете с таким же успехом надо требовать больше независимости для судебной системы, которая должна служить закону, а не прислуживать кому-либо. Самостоятельным должен быть и парламент, который сейчас также эффективно не выполняет своей функции с точки зрения адекватного реагирования на окружающую действительность. В результате, в то время как страна оказалась в ловушке дефицита лекарств, нехватки больничных мест, отсутствия профессиональной информации и других признаков управленческого бардака, депутаты просто ушли на каникулы и тут же поймали тишину.
Есть и необходимость появления новых электоральных казахстанских политических партий, которые в парламент должны попадать не по разнарядке сверху, а по итогам реальной конкурентной борьбы, чтобы в стране были не партии-зомби, которые просыпаются к выборам, а партии, готовые стать важной частью антикризисного менеджмента. А в регионах вместо аффилированных с властью несамостоятельных маслихатов наконец должны появиться более самостоятельные органы местного самоуправления, которые на местах контролировали бы реализацию спущенных сверху программ, делая ту же статистику более адекватной, а помощь местным жителям - более эффективной.
Кстати, о местном самоуправлении недавно говорил и президент в одном из своих выступлений, заявив: «Кризис показал социальные диспропорции в нашем обществе, скепсис и недоверие граждан к местным и центральным властям. Нужна перестройка госуправления. Она станет частью политической реформы, предусматривающей значительное усиление местного самоуправления». Но как можно усилить то, что отсутствует? Стране уже давно нужен новый закон о местном самоуправлении, который должен заменить действующий закон о местном государственном управлении и самоуправлении в РК, так как маслихаты, которые формируются сейчас только за счет членов провластных партий, так же далеки от народа на местном уровне, как и парламент – на общенациональном.
Таким образом, давно уже назрела необходимость в новом общественном договоре (на основе политических реформ) между властью и обществом, когда лояльность к системе идет только в обмен на ее эффективность. Тем более что, как показал нынешний кризис в связи с эпидемией, на фоне управленческого бюрократического бардака именно гражданское общество продемонстрировало себя более эффективным антикризисным менеджером, пытаясь организовать помощь казахстанцам в борьбе с вирусом. И если государство, которое собирает налоги и требует к себе лояльности со стороны граждан, эффективно не выполняет своих функций по защите интересов и здоровья этих граждан, бросая многих из них на произвол судьбы в критические моменты, то лишь тотальный апгрейд системы госуправления может вернуть гражданское доверие к власти.
Автор Досым Сатпаев
Источник forbes.kz