Недавний экономический успех Индии, уверенный импульс и многообещающие перспективы делают страну еще более влиятельной как на региональном, так и на международном уровне , сообщает forbes.kz.
Фото: freepik.com
Но опыт других стран – в первую очередь Китая за последние три десятилетия – показывает, что таким быстрым влиянием и устойчивым прогрессом может быть сложно управлять. В конце концов, действие, имеющее смысл внутри страны, может противоречить тому, чего другие страны ожидают от системно значимой экономики. Точно так же действия, имеющие смысл на международном уровне, могут затруднить внутренний экономический прогресс.
Как и в случае с Китаем, системное значение Индии в процессе ее роста и развития стало очевидным раньше, чем в случае с другими развивающимися экономиками, прежде всего потому, что она может похвастаться самым большим населением в мире ( более 1,4 миллиарда человек ). Его растущее присутствие легко обнаружить. Это пятая по величине экономика в мире, и с годовыми темпами роста на 5-6 процентных пунктов выше, чем у Германии и Японии, она вполне может выйти на третье место примерно через четыре года.
Однако относительные доходы на душу населения рисуют иную картину. ВВП Индии на душу населения, составляющий 2389 долларов США, по-прежнему намного ниже уровня стран с высокими доходами и значительно ниже, чем в Китае. С точки зрения общего размера экономики и уровня доходов Индия находится примерно на том же уровне, что и Китай в 2007 году, почти поколение назад.
С поправкой на разницу в уровнях цен (так называемая корректировка по паритету покупательной способности) страны с низкими доходами и доходами ниже среднего имеют тенденцию увеличиваться в относительных размерах. С поправкой на ППС Индия уже находится на третьем месте, имея примерно половину размера экономики США.
Готовность к дальнейшему росту
Выбросы углекислого газа, еще один аспект глобального воздействия, рисуют аналогичную картину. По общему объему выбросов CO 2 Индия уступает только Китаю и Соединенным Штатам . Но это, опять же, зависит от большой численности населения; его выбросы на душу населения по-прежнему довольно низки – 1,89 метрических тонн, что значительно ниже среднемирового показателя в 4,66 метрических тонн .
Более того, у Индии уже есть планы по сокращению выбросов. На диаграмме ниже, взятой из отчета McKinsey об устойчивом развитии за 2022 год , показаны альтернативные пути декарбонизации, которые можно было бы предпринять. Сценарий «прямой видимости» (LoS) (королевская синяя линия) отражает ожидаемое принятие существующих технологий, политики и обязательств, которые уже реализованы или объявлены, тогда как ускоренный сценарий охватывает более далеко идущие меры, такие как установление цен на выбросы углерода и улавливание, использование и хранение углерода (CCUS).
Но даже сценарий LoS кажется нам очень агрессивным. Учитывая, что общие выбросы CO 2 достигнут пика в середине 2030-х годов и при ежегодном росте на 7% в этот период, это будет достигнуто только в том случае, если углеродоемкость экономики будет снижаться столь же быстрыми темпами. Но за последнее десятилетие, отмечает McKinsey, интенсивность выбросов углекислого газа в Индии снижалась со скоростью 1,3% в год. Если Индии удастся остаться на пути LoS, ее выбросы CO 2 на душу населения достигнут пика в 2,71 метрической тонны – чего никогда раньше не делалось. Будет трудно оставаться на этом пути, и Индия, скорее всего, столкнется с растущим глобальным давлением, связанным с устойчивым развитием, как это произошло с Китаем.
Между тем, урбанизация Индии, которая уже движется устойчивыми и умеренными темпами, вероятно, будет ускоряться, поскольку все больше людей будут искать работу в промышленных секторах.
Китай играет важную роль в недавней истории роста Индии. Высокий уровень среднего дохода означает, что в конечном итоге стране суждено отказаться от трудоемких производственных и сборочных рабочих мест. Но этот процесс был ускорен быстрой диверсификацией глобальных цепочек поставок из-за различных экономических потрясений и геополитических событий. Скорее всего, у Индии появятся стимулы со стороны спроса для расширения своего торгуемого сектора, поскольку производство на экспорт обеспечит возможности трудоустройства для людей с низкими доходами в сельских секторах.
Apple, например, расширяет сборку iPhone в Индии в сотрудничестве с такими партнерами, как тайваньский производитель Foxconn. На долю Индии уже приходится 7% производства iPhone , и большая часть этой продукции идет на экспорт. Тем не менее, чистые потоки прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Индию резко сократились в текущем финансовом году, и еще неизвестно, произойдет ли волна экспортных инвестиций в обрабатывающие сектора.
Наконец, в Индии уже есть процветающий цифровой и финансовый сектор. Учитывая большую и растущую внутреннюю экономику, она имеет естественное преимущество в крупномасштабных цифровых инновациях благодаря тому, что такие технологии, как правило, имеют относительно высокие постоянные затраты, но низкие переменные затраты.
Как и в случае с производством, недавние события в Китае влияют на этот вопрос. Из-за изменений в экономической модели и модели управления Китая, а также ухудшения его отношений с некоторыми развитыми экономиками (в первую очередь с США), внешний капитал уходит, что приводит к притоку капитала в Индию. Если не управлять ими тщательно, эти притоки могут усложнить разработку экономической политики, влияя на валюту и конкурентоспособность.
Поучительные сказки
Поскольку ожидается, что Индия останется самой быстрорастущей крупной экономикой в мире, перед политиками стоит все более сложная задача балансирования внешних и внутренних интересов, сохраняя при этом траекторию роста и развития страны. Транснациональные корпорации также столкнулись с этой дилеммой, когда решали, стоит ли менять место своей деятельности и если да, то каким образом. Судя по недавнему опыту крупных технологических компаний, таких как Google и Meta, такие изменения могут создать множество операционных и репутационных проблем.
Независимо от того, исходит ли урок из Китая или крупных технологий, Индия должна прислушаться к нему. Недавняя история показывает, что необходимые внутренние корректировки курса, а также способность формировать международное восприятие могут прийти поздно или оказаться недостаточными. В результате светская трансформация страны (или компании) может оказаться более сложной, чем должна быть.
Речь идет не только о том, что Индия играет в оборону, чтобы справиться с растущими международными ожиданиями, которые сопровождаются усилением регионального и глобального влияния. Речь идет также об игре в нападении. Индийская экономика приближается к тому моменту, когда поддержание надежного доступа к международным рынкам становится не только ценным, но и важным приоритетом развития.
Одна из главных задач Индии – избежать ошибки, которую допустили и Китай, и крупные технологические компании, когда они не смогли признать свое недавно приобретенное глобальное влияние и соответствующим образом адаптироваться. В случае Китая политики по-прежнему слишком узко фокусировались на своей программе внутреннего развития, поскольку страна становилась все более системно важной. К тому времени, когда Китай осознал внешние реалии, связанные с растущим глобальным присутствием, он уже получил серьезное сопротивление со стороны других стран. Эти ответы накапливались и в конечном итоге создали серьезные осложнения – в том числе из-за обострения внутренних проблем – которые теперь могут сорвать или, по крайней мере, затруднить впечатляющий путь развития Китая.
Крупные технологические компании также не предвидели переломного момента, когда реализация своего видения захватывающих трансформационных инноваций стала источником общесистемных и глобальных сбоев. Среди наиболее ярких иллюстраций этого была неспособность Facebook понять потенциал и необходимость противодействия вмешательству в выборы в 2016 году. Скандалы по поводу того, как его платформа использовалась в тот лихорадочный период, вызвали регулятивную и политическую реакцию, которая еще не получила своего развития. в полной мере.
По сравнению с этими двумя случаями уязвимость Индии в вопросе изменения климата особенно заметна. Хотя выбросы на душу населения в стране все еще низкие, она уже является третьим по величине загрязнителем в мире, и ее общие выбросы, скорее всего, будут продолжать расти.
Между тем, ее собственные транснациональные корпорации все чаще ищут возможности роста за рубежом. Увеличение притока иностранных компаний и других потоков иностранных инвестиций усилит внимание к внутренним условиям труда, равно как и больший объем поступающих ПИИ. Индия также привлекает больше иностранного портфельного капитала, отчасти потому, что все больше инвесторов обеспокоены геополитической напряженностью и перспективой того, что экономика Китая станет непригодной для инвестиций.
Впечатляющие недавние технологические успехи Индии также повысят ее глобальную системную значимость. Процветающая цифровая экономика позволила стране предложить превосходную открытую архитектуру для цифровых финансов, что сделало ее ярким примером огромной страны, где деньги могут перемещаться быстро и дешево. Более того, многоязычные технические возможности Индии особенно подходят для увеличения экспорта во многие другие страны, переживающие аналогичное технологическое развитие.
Нельзя терять время
Учитывая растущее системное значение Индии во многих измерениях, как нынешнее, так и будущие поколения выиграют от первых шагов по минимизации рисков и максимизации возможностей, предоставляемых более широким глобальным присутствием. Список дел довольно длинный, но он начинается с двух важнейших приоритетов: внутреннего и международного.
На внутреннем фронте Индия находится на пороге еще большего притока прямых иностранных инвестиций и портфельных инвесторов. Конечно, такой капитал имеет множество преимуществ, включая создание рабочих мест, передачу технологий и больший доступ к более дешевому финансированию.
Но, как показывает опыт других стран, крупный приток требует быстрой адаптации политики и мышления политиков, а также мер по преодолению внутреннего сопротивления со стороны отечественных лидеров. В противном случае выгоды будут более чем компенсированы серьезной угрозой макроэкономической нестабильности, серьезного нерационального использования ресурсов, чрезмерного риска и коррупции.
Глядя вовне, Индии необходимо способствовать гораздо более глубокому сотрудничеству с ключевыми двусторонними торговыми партнерами, региональными институтами и международными платформами. Его статус учредителя Нового банка развития, созданного группой БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) в 2014 году, не исключает необходимости более тесных связей с Азиатским банком развития, Всемирной торговой организацией. , Международный валютный фонд и другие глобальные институты.
В то время как индийские политики, естественно, будут сосредоточены на интересных внутренних событиях и достижениях, они также должны внимательно следить за тем, как их страна влияет на существующие глобальные союзы. Задача Индии состоит в том, чтобы освободить для себя место настолько упорядоченным образом, насколько это возможно.
Учитывая свой успех и перспективы, Индия больше не может претендовать на звание экономически маленькой развивающейся страны с небольшими глобальными вторичными эффектами. Его растущая системная значимость принесет с собой больший набор рисков и возможностей. Сегодня Индия находится недалеко от того места, где были Китай и крупные технологические компании до того, как они непреднамеренно вызвали реакцию, которая усложнила их стратегии роста и подорвала их репутацию. Индия не должна терять времени, управляя своим растущим присутствием, чтобы ее внутренние приоритеты соответствовали международным реалиям.
Когда 16 лет назад Китай находился на аналогичной стадии экономического развития, его профицит текущего счета составлял 10% ВВП . Когда в 2007 году китайские политики сосредоточили свое внимание на пузыре на фондовом рынке, они игнорировали растущую внешнюю обеспокоенность по поводу меркантилизма и «несправедливой» конкуренции, пока не стало слишком поздно. Теперь США и другие страны ввели жесткие ограничения на торговлю, капитал и технологии против Китая, большинство из которых, похоже, останутся в силе на неопределенный срок.
Урок заключается в том, что чисто реактивный подход с его неизбежной отсроченной реакцией гораздо менее эффективен, чем сбалансированный подход, сочетающий в себе проактивные и реактивные элементы. Нынешнее индийское правительство под руководством премьер-министра Нарендры Моди, похоже, понимает это, и его в целом хвалят за то, как оно справляется с сегодняшней чрезвычайно сложной и напряженной глобальной ситуацией.
Но предстоит еще многое сделать. Индия должна стремиться играть более значительную роль в мировых многосторонних институтах, где она могла бы стать сильным голосом в пользу конструктивных реформ. По понятным причинам Индия осталась в стороне от китайской инициативы «Пояс и путь». Но, нравится вам это или нет, Китаю и Индии суждено стать гигантами мировой экономики. Характер их отношений окажет огромное влияние на будущее глобальной интеграции и сотрудничества. Целью Индии должна стать постепенная работа над более конструктивными отношениями, которые согласуются с другими ее геополитическими приоритетами (в том числе в отношении США). Это также ключевой элемент способности обеих стран управлять своим расширяющимся глобальным присутствием.
Авторы Мохамед А. Эль-Эриан,Майкл Спенс
Источник forbes.kz