Возможность оформить авто в лизинг внедрят в декабре 2025 года. И хотя окончательные условия пока не известны, казахстанцы могут сравнить основные отличия от автокредита,сообщает nur.kz.

Иллюстративное фото: Ri luck/Getty Images
Ключевые моменты
С декабря 2025 года в Казахстане планируется введение автолизинга для физических лиц. Точные условия пока неизвестны, но сам лизинг имеет ряд особенностей по сравнению с автокредитом.
Основные отличия лизинга от кредита: автомобиль не переходит в собственность пользователя, есть ограничения по эксплуатации, но меньше рисков образования долгов и проще сменить машину.
Выбор между лизингом и кредитом зависит от целей покупателя: лизинг выгоднее для тех, кто хочет часто менять автомобиль, а кредит - для долгосрочного владения.
Автолизинг для физических лиц может стать доступным с декабря 2025 года – в это время вступят в силу соответствующие поправки. При этом пока что известны лишь основные условия программы:
- срок лизинга – не менее 75% срока полезного использования автомобиля (примерно 5-6 лет);
- вознаграждение и неустойка – не выше 46% годовых от стоимости автомобиля;
- просрочка платежей более чем на два расчетных периода – основание для расторжения договора и изъятия автомобиля лизингодателем;
- за каждый день просрочки начисляется ежедневная пеня.
Однако подобный инструмент имеет некоторые свои особенности, которые могут сделать его более или менее выгодным в сравнении с обычным автокредитом – все зависит от задач и целей самих казахстанцев.
Поэтому рассмотрим основные отличия автокредита от лизинга на основе распространенной практики в других странах, так как на момент составления данного материала точные условия программы лизинга для физлиц в Казахстане неизвестны – они будут зависеть от предлагаемых автодилерами договоров.
Кому принадлежит автомобиль
Автокредит — это заем в банке второго уровня. То есть казахстанцы покупают авто за деньги банка и обязуются вернуть эти средства с вознаграждением. При этом они становятся владельцами имущества – все внесенные платежи будут как бы вложены в автомобиль.
Но в то же время он остается в залоге до уплаты долга.
А в случае лизинга автомобиль не принадлежит казахстанцам – его выкупает дилер и отдает как бы в аренду. И в сумму ежемесячных платежей входят сама аренда и часть стоимости авто.
При этом после истечения срока аренды машину можно либо сдать обратно, либо выкупить по остаточной цене, так как часть стоимости практически считается оплаченной в период лизинга.
То есть все будет как в случае с арендой с правом выкупа – часть внесенных платежей как бы "накапливается" и учитывается при выкупе имущества по остаточной цене в конце действия договора. Но если отказаться от выкупа, то деньги считаются потраченными как за аренду (за ежемесячное пользование).
Свобода распоряжения имуществом
В случае автокредита обычно казахстанцы имеют право практически свободно эксплуатировать машину, включая техническое переоборудование под свои нужды (если иное не указано в договоре).
Они также могут продать автомобиль и покрыть сумму займа за счет вырученных средств. Но иногда часть долга может остаться, если стоимость продажи окажется ниже суммы автокредита – тогда эту разницу придется оплатить из своих средств.
А в случае лизинга не получится продать автомобиль, так как он не принадлежит казахстанцам – можно только сдать его обратно и оформить новый лизинг. Также могут иметься запреты на переоборудование и какие-либо технические и внешние изменения имущества.
В некоторых случаях даже могут применяться ограничения на пробег – все зависит от условий договора с автодилером (лизингодателем).
Но при этом нет риска остаться с долгом (без учета просроченных платежей и начисленной за это пени).
Обязательства и риски образования долгов
Если ухудшится финансовое положение заемщика по автокредиту, то образуется просрочка и его долг будет расти. Также это может повлиять на кредитную историю и возможность оформить ипотеку в будущем.
Но при этом он продолжит пользоваться автомобилем, пока либо он не оплатит долг, либо пока на него не наложат арест из-за большой просрочки, либо заемщик решит продать авто для покрытия займа.
В случае же лизинга казахстанцы могут заранее прервать договор и вернуть автомобиль, если у них намечается просрочка из-за ухудшения финансового положения. В итоге удастся избежать долга (если договор расторгнут до наступления просрочки, за что могут начислить пеню) и ухудшения кредитной истории.
Минус – не получится больше пользоваться автомобилем, пока не будет оформлен новый лизинг.
Финансовый вопрос
В случае автокредита казахстанцы должны внести первоначальный взнос. При этом также будут иметься расходы на ежемесячные платежи по займу и на техническое обслуживание автомобиля и топливо.
К сожалению, особенности программы в Казахстане пока неизвестны, но обычно в лизинге может применяться авансовый взнос (от 0 до 50%) – он не обязателен, но его наличие может снизить стоимость ежемесячных платежей.
И эта сумма как бы заранее идет в учет оплаты лизинга, что помогает снизить сумму ежемесячных платежей и выкупа в конце договора. Но если получатель лизинга не захочет выкупать авто, то авансовый платеж не возвращается – он уже был учтен в стоимости услуги, что и позволило сделать платежи меньше.
Также будут иметься расходы на топливо и обслуживание авто.
При этом обычно ежемесячные платежи по лизингу обходятся дешевле автокредита. Но это зависит от условий договора и правил лизинга, которые на момент составления материала неизвестны.
Выводы
Другими словами, в случае автокредита казахстанцы приобретают имущество, которое принадлежит им. Это дает больше свободы в вопросах эксплуатации транспорта. Но для смены авто придется искать покупателя.
Также есть риски столкнуться с долгами, и при ухудшении финансового положения придется самостоятельно продавать автомобиль, чтобы покрыть заем.
Поэтому автокредит будет выгоден, если планируется долгосрочное владение автомобилем.
Лизинг же дает возможность чаще менять машину и не сталкиваться с необходимостью ее самостоятельной продажи. Также можно избежать долгов – достаточно отказаться от услуги до наступления просрочки, когда предвидится ухудшение финансового положения.
Поэтому лизинг будет выгодным для тех, кто хочет часто и легко менять авто. При этом обычно платежи по лизингу оказываются ниже, чем у автокредитов, но все зависит от условий программы и договора с автодилером, которые пока что неизвестны.
Автор Марлен Мауленкулов
Источник nur.kz