Казахстан, в отличие от России, прямо не популяризирует идею замещения иностранной продукции отечественной, придерживаясь политики увеличения товарооборота со всеми торговыми партнерами. На отечественных производителях это отражается по-разному. Например, в машиностроении, некоторые направления которого поддерживаются государственными льготами, доля отечественной продукции растет. В других направлениях, напрямую конкурирующими с продукцией стран ЕАЭС, дела обстоят не так хорошо.

 

Машиностроение как пример успешного импортозамещения

Одним из ярких примеров импортозамещения служит производство профилей и сварных конструкций для железных дорог. В январе-сентябре 2013 года Казахстан закупил более 200 тысяч тонн этой продукции, годом ранее – 105,3 тыс. Собственное производство в республике началось в 2016 году. За 9 месяцев этого года было произведено 32,8 тыс. тонн (импорт за это время составил 22,7 тыс. тн), за 3 квартала 2017–го – 116,1 тыс. тн (импорт – 16,8 тыс. тн). Таким образом, всего за два года доля закупаемой из-за рубежа продукции снизилась со 100 до 12,6%.

Похожая ситуация и с грузовыми вагонами. Пик спроса на них пришелся на 2012 год: тогда за 9 месяцев в республике было произведено 856 вагонов, еще более 15,3 тыс. штук завезли из других стран. К 2016 году спрос упал в 7 раз (до 2300 штук), что в первую очередь отразилось на отечественных производителях – за это время было выпущено всего 100 вагонов. Сейчас спрос незначительно вырос (2482 вагона за 3 квартала 2017 года), но гораздо чаще поставщиками выступают казахстанские компании: с начала года ими произведено 842 вагона, что позволило увеличить их долю на рынке с 4,3 до 33,9%.

Машиностроение в последний год вообще является отраслью, наиболее преуспевшей в увеличении доли на внутреннем рынке. Доля легковых автомобилей выросла за это время с 15,3 до 36,5%, автобусов и минивэнов – с 12,3 до 32,8%. В обоих случаях это связано с тем, что темпы роста производства в разы превосходят увеличение импортных поставок.

Рост на фоне отсутствия спроса

Впрочем, нередко увеличению доли казахстанских производителей способствует… снижение спроса на товары. Например, в январе-сентябре 2016 года отечественными заводами было выпущено 3 прицепа, предназначенных для жилья и туризма, в 2017 – 5. Этот мизерный рост тем не менее позволил отечественной продукции занять дополнительные 18,4% рынка. Дело в том, что казахстанцы резко охладели к подобным вещам (в 2016 году было продано 186 штук, в 2017 – 24), а потому и импорт этого товара сильно упал.

Аналогичная ситуация с огнеупорными кирпичами. С 2015 года их импорт снизился более чем в 3,3 раза, опустившись до отметки в 2,7 тыс. тонн за 9 месяцев. При этом внутреннее производство с 2013 года остается на уровне 100-120 тонн в месяц, то есть покрыть возникший дефицит не может. Так что одна из причин снижения поставок из-за рубежа и увеличение доли казахстанских производителей заключается в том, что кирпич попросту стал не нужен.

К спросу оказались не готовы

Впрочем, направлений, в которых казахстанские производители теряют свою долю, также достаточно. Одно из них – хлопчатобумажные ткани. В первые 3 квартала 2012-2016 гг. спрос на них составлял порядка 50 000 тыс. кв. м. В 2017 году он вырос до 87 000 тысяч. Казахстанские производители на это отреагировать не успели: вместо того чтобы наращивать производство, они даже снизили производительность (18850 тыс. кв. м против прошлогодних 19135 тыс.). В итоге доля импорта выросла с 62,7 до 78,3%.

 

Рост рынка компьютеров также произошел за счет иностранных производителей. За 3 квартала 2014 года в республике было реализовано почти 270 тысяч единиц продукции, из которых более 26 тыс. пришлось на продукцию казахстанской сборки. За 2 года продажи упали до 27,7 тыс. штук, но отечественным предприятиям при этом удалось поднять свою долю с 9,7 до 47,3%. В 2017 году вновь начался рост (на 56%), но реакции со стороны казахстанских компаний не последовало. Как итог: их доля упала до 31%.

Есть и примеры, когда компании просто уходили с растущего рынка за 5 лет потребность внутреннего рынка в неогнеупорных составах выросла почти двое, но казахстанская продукция, ранее превосходящая по объемам импорт, теперь практически перестала производиться.

Не выдержали планку

В целом ряде направлений казахстанская продукция не смогла надолго удержать свою долю на рынке. Например, отечественные и иностранные производители туалетной бумаги на протяжении нескольких лет делили рынок пополам, но в 2016 году доля импорта резко упала до 21,5%, что было вызвано значительным увеличением производства в Казахстане. Год спустя ситуация стала более привычной: импорт вырос на 6%, местное производство упало более чем вдвое, в результате доля иностранных производителей превысила 38%.

Похожая ситуация складывается и с сахаром. В 2016 году Казахстан более чем в 2 раза сократил импорт продукции (до 73,1 тыс. тонн), одновременно с этим на 57% нарастив внутреннее производство (до 314,7 тыс. тонн). В результате доля импорта упала с 45 до 19%. Но в 2017 она вновь выросла до 41,3%, а показатели производства и поставок сахара из-за рубежа вновь вернулись к привычным показателям.

 

Источник: 365info.kz