Таковы последствия влияния коронавируса на мировой рынок труда, отметили в McKinsey Global Institute.

Каким был рынок труда в 2020 и каким будет в 2021 году

Пандемия коронавируса окажет мощное и долгосрочное влияние на перспективы развития трудовой деятельности. Количество работников, которым придется менять профессию, может оказаться на величину до 25% больше, чем ожидалось до пандемии. К 2030 году более 100 млн трудящихся, то есть каждый шестнадцатый работник, могут столкнуться с необходимостью сменить профессию. К таким выводам пришли эксперты Глобального института McKinsey (McKinsey Global Institute, MGI).

При этом в первую очередь под удар могут попасть низкооплачиваемые сотрудники в таких секторах, как розничная торговля, общественное питание, гостиничный бизнес и административно-хозяйственная деятельность.

В 2020 году COVID-19 кардинально изменил ситуацию на мировых рынках труда, поскольку компаниям внезапно пришлось реагировать на новый аспект организации работы, связанный с близостью физического расположения людей. Новое исследование MGI проводилось с целью понять, как пандемия повлияет на трудовую деятельность в долгосрочной перспективе.

Отчет о результатах исследования «Перспективы развития трудовой деятельности после пандемии COVID-19» – первый в серии материалов, которые MGI опубликует в ближайшие несколько недель и в которых анализируется долговременное воздействие пандемии на экономику. Опираясь на предыдущие исследования, этот отчет определяет длительное влияние пандемии COVID-19 на потребность в рабочей силе, структуру профессий и необходимые навыки персонала в восьми странах – Великобритании, Германии, Индии, Испании, Китае, США, Франции и Японии, – где сосредоточена почти половина мировых трудовых ресурсов и на долю которых приходится более 60% мирового ВВП.

В отчете приведено подтверждение того, что пандемия ускорила три масштабных изменения в поведении потребителей и бизнес-моделях – изменения, которые в разной степени сохранятся и в дальнейшем. Это рост объемов удаленной работы, активное освоение инструментов электронной торговли и виртуального взаимодействия, а также ускоренное внедрение средств автоматизации и технологий искусственного интеллекта. Эти тенденции будут способствовать еще большему изменению структуры рабочих мест в экономике в ближайшее десятилетие.

«Долгосрочные последствия пандемии коронавируса могут уменьшить количество доступных низкооплачиваемых рабочих мест, которые раньше служили подушкой безопасности для тех, кто потерял работу, – отметила один из авторов отчета, партнер Глобального института McKinsey Сьюзан Лунд. – В дальнейшем этим людям нужно будет подготовиться к тому, чтобы трудоустраиваться по более высокооплачиваемым специальностям, для которых требуются более сложные навыки, например в области здравоохранения, технологий, преподавания и обучения, социального обеспечения и управления персоналом».

Пандемия высветила важность такого аспекта, как близость физического расположения людей на рабочих местах, вызвав наиболее серьезные немедленные изменения для сотрудников, характер работы которых требует тесного взаимодействия с клиентами или с коллегами в условиях ограниченного пространства. В исследовании использован новый подход, в рамках которого профессии оцениваются с точки зрения необходимого физического взаимодействия. Представители профессий, предусматривающих максимально близкий контакт с окружающими (кассиры в магазинах, официанты и работники, занятые на раздаче в ресторанах, портье в гостиницах и т.п.), после пандемии могут столкнуться с наиболее серьезными сдвигами в структуре работы, поскольку в поведении клиентов и компаний произойдут устойчивые изменения, которые сохранятся и впоследствии.

Удаленная работа – это всерьез и надолго. Компании уже создают гибридные дистанционные модели работы. По оценкам MGI, в развитых странах 20–25% работников могут основную часть времени трудиться дома. В конечном итоге, если на работу в офисы будет ежедневно ездить меньше людей, это может повлиять на занятость в таких сегментах, как уборка офисов, общественный транспорт, а также ресторанный бизнес и розничная торговля в городских районах.

Объемы деловых поездок могут уменьшиться. Виртуальные совещания могут заменить собой 20% деловых поездок, и это вызовет «эффект домино», который повлияет на работу ресторанов, гостиниц и авиакомпаний.

Географическая структура трудовой деятельности может измениться. До пандемии высококвалифицированных специалистов притягивали мировые мегаполисы. Теперь удаленная работа, выполняемая с использованием цифровых средств, открывает перед людьми возможность жить где угодно, а перед компаниями – расширять охват при наборе персонала.

Электронная торговля и виртуальные транзакции выходят на новую траекторию развития. Пандемия COVID-19 вынудила потребителей и предприятия быстро переходить в формат опирающейся на цифровые технологии «экономики доставки», в рамках которой низкооплачиваемые рабочие места перемещаются из розничных магазинов и ресторанов на склады и транспорт.

В 2020 году объемы электронной торговли в рассматриваемых странах выросли настолько же, насколько за предыдущие три – пять лет. При этом колоссальный рост произошел в таких сегментах, как доставка продуктов и готовой еды, онлайн-банкинг, телемедицина и потоковые развлекательные сервисы. Как показывают проведенные McKinsey опросы, от 50 до 80% потребителей намерены продолжить использование подобных каналов благодаря их удобству.

Масштабы самозанятости и внештатной работы, скорее всего, будут расти. «Экономика доставки» и удаленная работа уже расширили возможности трудовой деятельности для независимых работников. Около 70% из 800 опрошенных McKinsey в июле 2020 года топ-менеджеров в разных регионах мира сообщили, что в ближайшие два года они намерены привлекать к реализации проектов больше самозанятых.

Распространение автоматизации и искусственного интеллекта может ускориться. Компании уже начали внедрять средства автоматизации и искусственного интеллекта, чтобы снижать плотность сосредоточения сотрудников на рабочих местах и справляться с резкими повышениями спроса, а по мере восстановления экономики этот процесс может ускориться. Уже сейчас на мясоперерабатывающих предприятиях устанавливаются роботы с целью снизить плотность размещения персонала, а в колл-центрах применяются чат-боты. Наиболее ощутимо показатели автоматизации могут вырасти в сегменте производства и складских операций в закрытых помещениях, поскольку компании стремятся увеличить расстояние между сотрудниками и при этом поспевать за резкими подъемами спроса.

В ходе опроса, проведенного McKinsey в июле, 68% корпоративных руководителей высшего звена ответили, что они планируют еще шире внедрять средства автоматизации и искусственного интеллекта. Кроме того, примерно столько же респондентов предположили, что в дальнейшем активизируется использование цифровых рабочих средств, платформ электронной торговли и цифровых логистических платформ.

Если сравнивать с докоронавирусным периодом, то тенденции, обусловленные пандемией, могут вызвать гораздо более масштабные сокращения низкооплачиваемых рабочих мест в таких секторах, как общественное питание, сфера услуг и гостиничный бизнес. Более ощутимый чистый прирост количества рабочих мест на транспорте и в сегменте доставки сможет компенсировать эти потери лишь частично. В то же время можно ожидать, что существенно повысится востребованность динамично развивающихся профессий в сфере здравоохранения, а также в таких направлениях, как естественные науки, технологии, инженерное дело и математика.

Однако, чтобы претендовать на рабочие места в этих областях, те люди, которые потеряли работу с низким или средним уровнем оплаты труда, должны будут приобретать новые, более сложные навыки. Некоторым придется искать места с гораздо более высоким разрядом заработной платы, для чего нужно обладать специальными умениями и развитыми социально-эмоциональными навыками.

«В дальнейшем пандемия не только увеличит количество людей, вынужденных сменить род занятий, но и в еще большей мере обострит проблему переподготовки кадров. Больше всего при этом пострадают самые уязвимые работники, – отметила один из авторов отчета, партнер MGI Ану Мадгавкар. – В связи с этим перед компаниями и органами власти встает новая безотлагательная задача – помочь этим людям приобрести профессиональные навыки, которые окажутся наиболее востребованными в будущем».

В отчете об исследовании также рассматриваются меры, которые могут принять предприятия, государственные органы и образовательные учреждения, чтобы решить предстоящую сложную задачу переподготовки кадров. В частности, предприятия могут адаптировать уже существующие модели подбора персонала исходя из практических профессиональных навыков, а не наличия дипломов. А государственные органы могут скорректировать программы экстренной помощи, которые оказывают поддержку работникам во время пандемии, с тем чтобы побудить людей проходить переподготовку и дополнительное обучение. Ведь наличие квалифицированных трудовых ресурсов с высоким уровнем оплаты труда позволит быстрее достичь экономического процветания и социального равенства.

Источник kapital.kz