С 1 июля в Казахстане начали оформлять новые документы на недвижимость — кадастровые паспорта. Они заменят госакты на земельные участки и техпаспорта на квартиры и дома , сообщает krisha.kz .
Как ответили на запрос редакции в госкорпорации «Правительство для граждан», кадастровые паспорта будут оформлять преимущественно на новые объекты. На вторичные — по желанию собственника или при перерегистрации объектов. Ниже расскажем, что это за случаи.
Кадастровые паспорта будут выдавать в двух видах одновременно: бумажном и электронном.
При этом все действующие госакты на землю и техпаспорта на квартиры/дома, выданные ранее, сохраняют свою силу.
В каких случаях нужно оформлять кадастровые паспорта на квартиры
Кадастровые паспорта будут оформлять преимущественно на новые объекты и при их перерегистрации.
Krisha.kz уточнила в госкорпорации, что имеется в виду под перерегистрацией.
Это:
- перепланировка, реконструкция, переоборудование квартир, домов и другой недвижимости, в результате чего меняются технические и идентификационные характеристики;
- раздел и слияние объектов;
- выявление расхождений идентификационных и технических сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе, с фактическими данными объекта недвижимости.
Расхождения могут быть по площади, этажности, количеству комнат, материалам. Установить их может сам собственник, например, если хочет продать жильё в ипотеку, но точно знает, что есть расхождения с изначальным проектом, правоустанавливающими документами.
К примеру, расхождения по площади, этажности, количеству комнат — это идентификационные сведения, материалы, стены — это технические в сравнении с правоустанавливающим документом, техпаспортом и актом на земельный участок. Установить расхождения может сам собственник при обращении в банки второго уровня, нотариусы и другие организации.
Когда нужен кадастровый паспорт на участок
Кадастровый паспорт на земельный участок изготавливается в случае:
- изменения целевого назначения;
- изменений идентификационных характеристик участка;
- при разделе, объединении, замене ранее выданных актов;
- при покупке участка на аукционе;
- оформления в собственность земельного участка, ранее предоставленного в аренду.
Что будет содержать кадастровый паспорт на квартиру
В новом документе укажут идентификационные и технические сведения:
- адрес, регистрационный код адреса;
- кадастровый номер;
- год постройки;
- серию дома;
- этажность дома, этаж квартиры;
- площадь жилья: общую, жилую, полезную;
- площадь и количество комнат;
- материал стен.
Важно! Кадастровый паспорт на квартиры, парковочные места будет выдаваться без сведений о земле. Сведения по кондоминиуму в документе отражаться не будут.
Какая информация будет в паспорте на дом+участок
В кадастровом паспорте на частный дом отразят сведения об участке и строениях на нём:
- адрес, регистрационный код адреса;
- вид недвижимости;
- кадастровый номер;
- форму собственности;
- категорию земель;
- делимость/неделимость;
- целевое назначение;
- площадь жилья (общая, жилая, полезная) и описание конструктивных элементов.
При отсутствии строений в паспорте укажут только информацию по участку.
Сколько стоит кадастровый паспорт
Как пояснили в госкорпорации, вопрос с тарификаторами находится ещё на стадии обсуждения. Пока известно, что цена за кадастровый паспорт будет такой:
1. На участок — стоимость будет исчисляться так же, как при изготовлении госакта — примерно 7 тыс. тенге для ИЖС.
2. На квартиры — по аналогии с техпаспортами, в зависимости от площади, типа объекта и в два этапа.
Как получить кадастровый паспорт на квартиру
Сначала нужно вызвать техника через ЦОН и заплатить аванс 2 465 тенге. Специалист приедет на место, сделает замеры.
Вторая часть платы вносится при получении результата. Эта сумма у всех разная, в зависимости от характеристик жилья.
Нужно ли оформлять кадастровый паспорт при продаже квартиры
Зависит от обстоятельств.
Например, если сделка оформляется за наличный расчёт между физлицами, то обязательства по замене нет.
Однако если квартира продаётся в ипотеку и действующий техпаспорт был выдан порядка 20 лет назад, то банк может потребовать обновить его.
Введение кадастрового паспорта на объекты недвижимости связано с запуском новой информационной системы в Казахстане — Единого государственного кадастра недвижимости (ЕГКН), который объединил базы Регистра недвижимости и Земельного кадастра.
Что даст внедрение Единого кадастра, кроме кадастровых паспортов:
- оформление прав на участки станет прозрачным и полностью автоматизированным;
- исключат лишние документы: акт выбора, землеустроительный проект, протоколы комиссии;
- длительность рассмотрения предоставления земельного участка сократится с одного года до 30 дней.
Автор Инна Пчелянская
Источник krisha.kz