Единый накопительный пенсионный фонд Казахстана (ЕНПФ) собрал почти 18 трлн тенге. Это почти равно бюджету нашей страны. Но у ЕНПФ сложилась такая система управления пенсионными активами, что сохранность наших денег почти полностью зависит от честности людей, которых мы не знаем, и того, как себя оценивают управляющие государственных холдингов , сообщае caravan.kz.
Фото - GOV.KZ
Кто помнит, для чего был создан Единый накопительный пенсионный фонд? Глупый вопрос. Чтобы мы могли скопить пенсию на свою старость.
Из это следует другой вывод: главной целью работы ЕНПФ является сохранение наших накоплений, а не их преумножение. Это означает, что ЕНПФ, вернее Национальный банк, должен найти такие бумаги, активы и вложения, которые не обесценятся ни завтра, ни послезавтра. Броня, а не бумаги! Это означает, что процент дохода по таким будет минимальным.
График №1
И последние 10 лет ЕНПФ активно рос. Примерно с такой же скоростью, как и бюджет страны.
В инвестиционной декларации ЕНПФ оговорено много правил, которые еще больше ограничивают риски потери денег. Но есть один очень интересный пункт: доля государственных ценных бумаг, выпущенных министерством финансов и Нацбанком Республики Казахстан, должна быть не менее 20 %, но не более 70 % от всех активов.
Остальных бумаг может быть не больше 10-20 %. Нижнего порога не указано. Только зарубежные финансовые инструменты ЕНПФ может закупить не более 50 %.
Иначе говоря, ЕНПФ, цель которого сохранение наших накоплений, - это еще одна официальная тумбочка, из которой министерство финансов может брать денег столько, сколько надо на все хотелки правительства. Что в последнее время и происходило.
График №2
Это легко увидеть на этом графике: в доле пенсионных активов (синий столбец) доля государственных ценных бумаг (красный столбец) всегда больше трети, и чуть не дотягивает до половины.
Теперь посмотрим, куда уходят пенсионные деньги.
Для начала определим: 18 трлн тенге – это много или мало для рынка Казахстана?
Капитализация рынка акций на Казахстанской фондовой бирже по итогам 2023 года составила 26,7 трлн тенге. Объем торгуемого на KASE корпоративного долга - 13,5 трлн тенге.
Иначе говоря, ЕНПФ – это слон в посудной лавке KASE. По правилам пенсионный фонд может купить негосударственных бумаг не более чем на 20 % от своих активов. Сейчас это 3,6 трлн тенге. Если Нацбанк, как управляющий фонда, купит столько акций, то это взорвет фондовый рынок Казахстана. Сейчас Нацбанк выделил на отечественные бумаги чуть больше 428 млрд тенге. То ли нет надежных предприятий в Казахстане, то ли цели пенсионного фонда такие святые, что ни о каком использовании пенсионных денег для развития экономики и говорить нельзя.
Но главным покупателем государственных ценных бумаг (ГЦБ) в РК был и остается ЕНПФ. За 2023 год минфин выпустил ГЦБ на 8 трлн тенге. На начало 2024 года ЕНПФ было на руках таких бумаг на 7,8 трлн тенге под примерно 12 % годовых. По бухгалтерии они стоят уже 8,3 трлн тенге.
Все это говорит о том, что основная цель работы ЕНПФ, скорее, не сохранность денег, а накачка бюджета страны деньгами. И минфин здесь работает в жесткой связке с Нацбанком, так как только Нацбанк решает, что и на сколько будет закупать ЕНПФ.
Зачем бюджету эти триллионы, не совсем понятно. На графике №1 видно, что он очень бодро растет – на 7-10 трлн тенге каждый год. С такими темпами роста можно было спокойно финансировать любые программы развития. Но как-то не получалось.
Например, в бюджете 2024 года на чистое бюджетное кредитование выделено 363,5 млрд тенге.
В том числе 29 млрд тенге - министерству труда и социальной защиты населения на «Кредитование областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы на содействие предпринимательской инициативе молодежи».
13,9 млрд тенге - министерству промышленности и строительства на «Кредитование областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы на проведение капитального ремонта общего имущества объектов кондоминиумов».
85 млрд тенге – кредит АО «Банк Развития Казахстана» через НУХ «Байтерек» на финансирование проектов туристской отрасли.
340 млрд - минсельхозу сразу на три программы: микрокредиты сельскому населению, инвестиционные проекты в агропромышленном комплексе, кредитование «Аграрной кредитной корпорации» для проведения мероприятий по поддержке субъектов агропромышленного комплекса.
100 млрд – кредит Банку развития через «Байтерек»» для финансирования крупных проектов обрабатывающей промышленности. И еще 20 млрд на лизинг автобусов.
Вроде немного, всего 363 млрд тенге. Поверьте, в масштабах страны это немного. Но это все равно деньги, у которых есть цена. Вы верите, что все эти программы будет выполнены? Сомнительно. В бюджете страны ни слова не сказано, на каких условиях будут выделены эти деньги и какой результат должны принести эти кредиты.
Понемногу-понемногу минфин накапливает внутренний долг. Вернее, его надо читать как долг перед ЕНПФ. То есть перед нами – казахстанцами. И на обслуживание этого долга в бюджете страны заложено больше 2 трлн тенге.
Все вместе это выглядит достаточно сомнительно. Зачем? Отдельный вопрос: кто распоряжается пенсионными деньгами? В первую очередь это министерство финансов. Это те люди, которых мы не знаем и не видим. Но почему-то доверяем им. Во вторую очередь – национальные холдинги, к которым тоже накопилось множество вопросов.
Так, в январе Национальный банк купил за счет средств ЕНПФ облигации АО «НУХ «Байтерек» на 173 млрд тенге. Как оказалось, деньги были нужны на покупку вагонов. Но ведь буквально за пару дней до этого заявления Нурлан Сауранбаев, глава НК «Қазақстан темір жолы», сообщил президенту страны, что нацкомпания так успешно работает, что получила прибыль в 154 млрд тенге. Если вы такие прибыли получаете, то зачем вы берете кредит? Только из-за налоговых вычетов или есть другой интерес?
Автор Адил Урманов
Источник caravan.kz