О ключевых изменениях на внешних рынках на фоне возрастания опасений по поводу масштабности второй волны эпидемии и снижения темпов восстановления мировой экономики в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказала заместитель председателя Национального Банка Алия Молдабекова.

 

Алия Мейрбековна, в мире возрастают опасения по поводу масштабности второй волны эпидемии и снижения темпов восстановления мировой экономики. Расскажите, какие ключевые изменения наблюдались на внешних рынках в течение сентября?

- В сентябре рынки были очень волатильны. Вторая волна коронавируса уже отмечается в ряде стран Европы и в Великобритании, и это, в первую очередь, влияет на так называемый «сентимент» или настроение на мировых рынках.

В фокусе внимания были решения по ключевым ставкам ряда мировых центральных банков, рост геополитических рисков, а также предстоящие президентские выборы в США.

Центральные банки Австралии, Канады, Еврозоны, Англии, США, России и Китая сохранили ключевые ставки на прежних уровнях, что соответствовало ожиданиям аналитиков. ФРС намерен удерживать ставку на уровне 0,00 – 0,25% до тех пор, пока инфляция не будет превышать 2% на протяжении некоторого времени.

Беспокойство в связи с ситуацией с коронавирусом побуждает инвесторов к бегству в безопасные активы, такие как казначейские облигации США. Индекс доллара, который показывает динамику американской валюты к основным валютам развитых рынков, к концу сентября окреп на 1,9%, достигнув двухмесячного пика.

Наряду с развитыми рынками, валюты развивающихся стран за месяц также показали снижение: падение турецкой лиры составило 5,2%, российского рубля 4,9%, что частично было связано со специфичными причинами, в то время как валюты Мексики, Бразилии и Индонезии снизились на 2,2% - 2,7%.

На фоне опасения второй волны коронавируса, снижения риск-аппетита перед президентскими выборами в США и отсутствия четкого сигнала со стороны ФРС относительно вливания дополнительной ликвидности для поддержки финансовых рынков, фондовые индексы S&P500 и MSCI World снизились в сентябре на 3,9 и 3,6%, соответственно.

За сентябрь котировки нефти марки Brent упали на 10%, вернувшись к июньским уровням. Дополнительное давление на нефтяные котировки оказывали новости о потенциальных ограничениях спроса и увеличении предложения. Ливийские добывающие предприятия заявили о возобновлении добычи нефти после восьмимесячной блокады нефтяных месторождений и портов Ливийской национальной армией. Падал спрос на нефть в Индии.

В условиях этой волатильности и падения цен на нефтяном рынке, какие действия предпринимал Национальный Банк, и что происходило с тенге?

- Совокупность негативных внешних факторов привела к увеличению спроса на валютном рынке, объемы торгов на бирже в сентябре достигли 2,6 млрд долларов – это максимальное значение с начала года, за исключением марта месяца, когда произошел обвал рынков.

В целях сглаживания излишней волатильности в последние три дня месяца, когда произошло резкое ухудшение внешних факторов, как со стороны рынка нефти, так и динамики валют развивающихся стран, Национальный Банк, впервые с марта т.г., провел валютные интервенции объемом 232 млн долларов. Продажи осуществлялись на биржевом рынке из золотовалютных активов и не оказали влияния на формирование общего тренда.

В целом, несмотря на повышенный спрос на иностранную валюту в течение месяца, поддержку тенге оказали продажи из Национального фонда в рамках обеспечения гарантированного трансферта в размере около 551 млн долларов, а также продажи субъектов квазигосударственного сектора - в сентябре они составили 300 млн долларов.

В целом за месяц казахстанская валюта ослабла на 2,8% с уровня 420,11 до 431,82.

Цена на золото за месяц упала с 1956 долларов до 1883 доллара за унцию. Как это сказалось на золотовалютных резервах?

- За прошедший месяц цена на золото снизилась на 73 доллара или на 3,7%, что, несомненно, отразилось на снижении объема золотовалютных резервов. Резервы за сентябрь сократились на 1,6 млрд долларов с 35,4 млрд до 33,8 млрд долларов.

Портфель золота «просел» почти на 800 млн долларов. Другими, менее существенными факторами снижения резервов, были: падение средств на счетах БВУ, которые они держат в Нацбанке, на 450 млн долларов, проведение интервенций на 232 млн долларов, а также выплата внешнего госдолга на 100 млн долларов.

Золото продолжает занимать чуть более чем 2/3 от золотовалютных резервов. Тем не менее, в текущих рыночных условиях, мы считаем, что высокая доля золота в портфеле оправдана и позволяет обеспечить сохранность резервов.

 Какова динамика и какие факторы повлияли на размер активов Национального фонда в сентябре?

По предварительным данным, валютные активы Национального фонда на конец сентября составили 57,3 млрд долларов, снизившись по итогам месяца на 1,4 млрд долларов.

Одной из причин снижения размеров Национального фонда послужили продажи валютных активов Нацфонда на сумму порядка 551 млн долларов для исполнения обязательств по выделению гарантированных трансфертов в бюджет в сентябре на сумму 230 млрд тенге.

В тоже время, по причине сохранения относительно низких цен на нефть, валютные поступления в фонд составили лишь 43 млн долларов.

Как Вам известно, восстановление мировых рынков, начавшееся во втором квартале т.г. нивелировало отрицательную динамику первого квартала. На фоне возобновления экономической активности и позитивных ожиданий по скорому появлению вакцины от коронавируса, ведущие мировые индексы вернулись к значениям, которые были зафиксированы до начала пандемии. В результате, по состоянию на конец августа, с начала года инвестиционный доход Национального фонда составлял около 2,3 млрд долларов США, а его доходность около 4,2%.

Однако, опасения по поводу второй волны COVID-19 снова скорректировали рынок в сторону снижения в сентябре, индекс глобального рынка акций развитых стран MSCI упал на 3,6%. В связи с укреплением доллара США доходность портфеля глобальных государственных облигаций также показала отрицательную доходность (-)0,68%.

В результате, инвестиционный доход Национального фонда за сентябрь был отрицательным и составил (-)850 млн долларов. Общий инвестиционный доход фонда с начала года остается положительным и составляет около 1,5 млрд долларов.

Как Вы уже отмечали, в сентябре наблюдалось ослабление валют развивающихся рынков. Тенге тоже слабел к доллару США, но укреплялся к рублю. С чем это связано?

- Формирование курсов валют подвержено как внешним, так и внутренним факторам. При этом некоторые внешние факторы могут носить системный характер для целого класса мировых валют. Так, в последнее время снижение аппетита к риску привело к оттоку капитала из развивающихся рынков в пользу защитных активов, и соответственно, к ослаблению национальных валют многих Emerging markets. Среди них были и «лидеры», в частности, российский рубль.

Источник  kapital.kz