Некоторые банковские менеджеры при оформлении клиентами одного продукта «навязывают» еще несколько других. Можно ли, например, отказаться от страховки, если берешь кредит, и от других ненужных услуг, сообщает nur.kz.
Истории читателей
Одна из читательниц NUR.KZ в своем письме однажды нам рассказала, что после оформления депозита в одном из казахстанских банков ей сказали, что нужно обязательно открыть банковскую карту. Иначе якобы нельзя будет зарегистрироваться в мобильном приложении и управлять вкладом.
Но женщина перед походом в банк уже проверила, что в мобильный банкинг можно войти по номеру договора об открытии вклада, сказала об этом менеджеру, отказалась от карты и теперь спокойно управляет депозитом и без нее.
Подобный случай произошел и с другим мужчиной. Ему также «навязывали» карту после открытия кредита, чтобы его оплачивать. Причем в этом банке у него уже была карта. Но от него требовали открыть еще одну или карту рассрочки. Мужчина так же отказался, что, к слову, никак не повлияло на выдачу кредита.
А третьей нашей героине пришлось оплатить страхование кредита. При этом она могла выбрать вариант без этой услуги, но в этом случае кредит оформлялся с комиссией, которая была больше, чем страховая премия.
Зачем банкам страховать кредит
Если с картами, депозитами и другими банковскими продуктами, которые могут идти «в довесок» к кредиту, все относительно понятно, то зачем банкам страхование кредита?
Как отмечают специалисты проекта Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка FinGramota, банки являются одним из главных каналов продаж страховых продуктов.
За свою посредническую деятельность страховых агентов они получают вознаграждение, на долю которого приходится около 20% от общих комиссионных доходов банка, а у некоторых - еще больше.
Все дело в легкости страховых продаж за счет доверия клиентов, ведь люди сами приходят в банк и не нужно тратить дополнительные усилия на их привлечение.
При этом клиенты могут не страховать кредит или сделать это в желаемой страховой компании. Но есть случаи, когда менеджер банка не сообщает об этом заемщикам.
О чем должен знать заемщик
Клиент банка должен знать, что может отказаться от дополнительных продуктов и услуг. Но при отказе, например, страховать кредит заемщик может столкнуться с отказом в его выдаче или, как указано в одной из вышеописанных историй, ужесточением его условий.
Как отмечают эксперты, по закону банк обязан объяснить причину отказа в выдаче кредита, а отказ без покупки дополнительной услуги или продукта - это лишь уловки менеджеров.
Если клиент все-таки смирился со страхованием кредита, то нужно знать, что размер страховой премии, комиссии и оплата дополнительных услуг при оформлении займа включаются в его общую сумму, и на них также начисляются проценты.
И эти дополнительные траты, скорее всего, нельзя будет возместить при досрочном погашении кредита.
Поэтому при подписании документов нужно обращать внимание на сумму займа – совпадает ли она с суммой, которую выдадут заемщику «на руки». А перед этим лучше потребовать памятку, в которой описаны все условия, комиссии и дополнительные услуги. Дополнительные услуги при оформлении микрокредита
Дополнительные услуги могут «навязать» и при оформлении микрокредита
В результате заемщик столкнется с тем, что его долг будет гораздо больше, чем было рассчитано изначально.
Такое возможно, если клиенту, например, помимо документов на оформление микрокредита дали подписать дополнительный договор на оказание консультативных услуг. Их стоимость в результате нужно будет оплачивать вместе с основным долгом.
К сожалению, часто заемщики подписывают договор без его тщательного изучения. Этим пользуются недобросовестные менеджеры микрофинансовых организаций и не предоставляют на ознакомление полные расчеты.
Поэтому при подписании договора микрокредитования необходимо внимательно читать договор. Все важные условия при этом должны быть описаны на его титульном листе.
Особое внимание нужно обратить на окончательную сумму переплаты. Это сумма всех платежей за минусом кредита. В нее входят проценты, комиссии и оплата дополнительных услуг.
Если при детальном ознакомлении с условиями банковского или микрофинансового продукта остаются вопросы, лучше задавать их менеджеру, чтобы в будущем не платить лишних денег.
Автор Екатерина Сохарева
Источник nur.kz