«Национальный банк воспользовался тем, что Елбасы в отпуске, и дал возможность олигархам заработать на падении курса тенге», пишет казахскоязычный портал Qamshy.kz.
Падение рубля привело к ослаблению курса тенге
Основную причину падения курса национальной валюты страны известный экономист Атамурат Шамен видит в ухудшении политических отношений между США и Россией.
— Жесткие санкции США, наложенные на Россию, привели к резким колебаниям курса рубля. А если учесть, что в отношениях между Казахстаном и Россией импорт преобладает над экспортом, обесценивание российской валюты не могло не оказать отрицательного воздействия на курс тенге, — уверен экономист.
Падение курса тенге – игра чиновников
Предприниматель и общественный деятель Азаматхан Амиртайсчитает, что ослабление курса тенге – намеренные действия определенной группы чиновников
Более того, по его мнению, к этому якобы имеет отношение и Национальный банк.
— Во-первых, курс доллара за несколько дней резко поднялся. А Национальный банк, мотивируя тем, что «доллар в свободном плавании», не стал контролировать этот процесс. Все это наталкивает на мысль, что это все преднамеренные действия специальной группы людей. США объявляет санкции против России. Все понимают, что на мировых биржах котировки российских компаний упадут. В это время группа людей, связанных с Национальным банком, способствует повышению курса доллара
Это приводит к тому, что чиновники, заранее скупившие дешевый доллар, неплохо зарабатывают на разнице курса. Обесценивание тенге – игра олигархов.
Именно олигархи, способные установить связь с Национальным банком, главные действующие лица в этой игре, а Национальный банк создает условия для реализации их планов. На момент падения курса тенге Елбасы находился в трудовом отпуске. Руководство Нацбанка воспользовалось этим и дало возможность олигархам сделать деньги.
По моим подсчетам, на резком скачке курса доллара олигархи заработали 40-50 млрд тенге, — утверждает Азаматхан Амиртай.
Что делать в такой ситуации? Мы же не можем бездействовать и ждать у моря погоды.
Вот тут мнения экспертов разделились.
Падение курса – не конец света
Атамурат Шамен считает, что из-за падения курса тенге трагедии делать не стоит.
– Недавно я услышал мнение некоторых горе-экспертов, утверждающих, что нельзя допускать обесценивания тенге. Помню, после ухода Келимбетова страна затратила несколько миллиардов долларов для поддержания курса нашей валюты. Для поддержки имиджа страны и курса тенге мы пустили на ветер миллиарды, а затем отправили в свободное плавание. Однако в последнее время Национальный банк пошел на интервенции. Думаю, в условиях, когда тенге обесценивается, нам нужно перестать работать на имидж и искусственно поддерживать курс нацвалюты
На мой взгляд, он должен определять наше экономическое положение. В связи с тем, что наша экономика тесно взаимосвязана с Россией, в ближайшем будущем курс тенге может упасть до 400 тенге. Однако не стоит делать из этого трагедию
и тратить деньги на поддержку. Большое влияние на резкие скачки тенге сегодня оказывают банки второго уровня, совершающие торговые интервенции. Чтобы заработать, акционеры и руководство этих банков идут на разные уловки, но правительство должно держать их деятельность на строгом контроле.
Кто мутит воду?
Сегодня ни средний, ни малый бизнес не думают над тем, как живет наш народ. Они озабочены только своей выгодой.
Поэтому правительству страны нужно обратить особое внимание на социальную поддержку населения страны: оказать помощь пенсионерам, многодетным матерям, малообеспеченным семьям, инвалидам, взять на контроль своевременную выплату им пособий. Надо принять меры по недопущению повышения цен на товары первой социальной необходимости. В прошлые месяцы, когда после очередной интервенции курс тенге укреплялся, кто из предпринимателей и торговцев снижал цены? Лично я таких доброхотов не видел.
А сегодня, когда курс доллара немного поднялся, цены сразу поползли вверх. Даже те, чей торговый оборот исчисляется в тенге, повысили цены на свои товары и услуги, включая и товары отечественного производства.
Поэтому правительство страны должно упорядочить дикую торговлю. Когда мы будем сами производить и потреблять свою продукцию, тогда не будем зависеть от курса доллара.
В декабре 2017 года в стране были приняты различные финансовые программы, кредитующие под 7% годовых. Однако работают они из рук вон плохо – банки второго уровня в этом не заинтересованы
Из сложившейся ситуации сегодня есть различные пути выхода, но для этого нужно эффективно использовать имеющиеся возможности и работать.
Министрам нужно поменять костюм на сапоги…
Чтобы было понятно, приведу примитивный пример. Министров национальной экономики и финансов нужно отправить на неделю в сельскую местность, чтобы они побывали «в шкуре» простых обывателей.
Пусть сменят костюм и галстук на сапоги и фуфайку, своими глазами увидят жизнь без прикрас
Сегодня каждый может открыто высказывать свое мнение. Я предполагаю, что курс тенге может опуститься до 400 тенге, дальше не упадет. Однако если правительство будет сидеть сложа руки, он может упасть и до 500, и до 1000 тенге за доллар. Однако никаких предпосылок для этого нет. Думаю, со временем курс нормализуется», — говорит Атамурат Шамен.
Для нас важна стабильность курса тенге
Предприниматель Азаматхан Амиртай считает:
информация о том, что курс тенге падает из-за антироссийских санкций США – ложь, не соответствующая истине и играющая на руку чиновникам
У нас есть деньги в резервном фонде, государство с экономической точки зрения способно содержать себя само.
Так, Кыргызстан более зависим от России, чем Казахстан. У них нет нефти, как у нас. Кыргызстан экспортирует в Россию рабочую силу и продукцию легкой промышленности, то есть одежду. Но их валюта хоть и зависима от доллара, все же сохраняет стабильность. Это и есть самый красноречивый пример. Народ нельзя вводить в заблуждение. Есть разные пути стабилизации курса тенге.
Однако сотрудники Нацбанка, получающие зарплату по курсу доллара, не предпринимают необходимых мер для стабилизации ситуации, — уверен предприниматель Азаматхан Амиртай.
Источник: 365info.kz