Недавняя новость о том, что четырем категориям граждан Казахстана якобы могут списать долги по ипотеке не на шутку взбудоражила закредитованных казахстанцев. Однако, инфоповод оказался практически «уткой», поскольку на официальном уровне разговоров о списании долгов не ведется, а есть лишь предложения заемщиков. Как же освободить казахстанцев от кредитной кабалы?
Радоваться рано
Напомним, на минувшей неделе местные СМИ опубликовали оптимистичную новость о том, что в Казахстане могут полностью списать ипотечные долги четырем категориям заемщиков — инвалидам первой и второй групп, ветеранам ВОВ и приравненным к ним лицам, семьям, воспитывающим детей инвалидов и несовершеннолетним, кому ипотека досталась в наследство от умерших родителей. Вопрос обсуждался на заседании рабочей группы в Национальном банке в г.Алматы.
Об этом телеканалу «Астана» рассказала руководитель Общественного объединения «Ел бірлігі»Шолпан Ризабекова. Как отметила Ш.Ризабекова, необходимость списания долгов малоимущим ипотечникам назрела давно, ведь некоторые должники свели счеты с жизнью, а их обязательства по погашению кредитов перешли по наследству детям. Заемщики предполагают, что списание долгов можно было бы произвести за счет оставшихся средств, выделенных на программу рефинансирования.
По мнению общественников, одним из барьеров одобрения такой инициативы является налоговое законодательство: списание задолженности налоговиками считается в виде прибыли, за которую банку придется платить налоги. Ипотечники надеются, что стоит только урегулировать этот налоговый вопрос, как банки сразу пошли бы им навстречу. При этом, вся информация предоставлена лишь со слов общественников, официальных комментариев от финансовых институтов пока не последовало.
Коммунисты – за списание долгов
В свою очередь, народные коммунисты Казахстана поддерживают предложения ипотечников.
Ирина Смирнова, депутат Мажилиса Парламента РК от фракции «Народные коммунисты» прокомментировала в интервью порталу «Rezonans.kz»:
– Положительно отношусь к таким инициативам ипотечников, поддерживаю их предложения. В свое время государство помогло банкам, выделив больше 4 триллионов тенге. А простые заемщики ничего при этом не получили, даже смягчения условий не дождались. Многие из них стали инвалидами, ушли из жизни, их долги повесили на детей. Почему дети должны нести ответственность по обязательствам родителей? Правительство помогло банкам, теперь пусть помогают своим гражданам!
Вместе с тем, коммунисты видят способ глобального решения проблем казахстанских проблемных заемщиков не в точечных мерах, а в принятии в Казахстане закона о банкротстве физических лиц. Банкротство – для многих единственный способ выбраться из долговой ямы и начать жизнь «с чистого листа». Как известно, законопроект «О восстановлении платежеспособности граждан» разрабатывался в Казахстане в 2018 году. В документе предусматривалось создание механизмов урегулирования долговой нагрузки физического лица. Проект закона касался лиц, оказавшихся в трудной финансовой ситуации. Предполагалось, что они пройдут специальную процедуру – их имущество оценят и будут изучены возможности по возврату ими долга. Также предполагалось, что если у должника отсутствует регулярный доход, который позволит ему рассчитаться с долгами, его имущество будет реализовано на торгах, вырученные средства распределены между кредиторами, а оставшиеся долги списаны.
Документ входил в план законопроектных работ Парламента на 2018 год, его разрабатывал Комитет государственных доходов РК. Однако, как сообщила пресс-служба Министерства финансов РК, решением Главы государства Н.Назарбаева от 20 сентября 2018 года разработка законопроекта «О восстановлении платежеспособности граждан» приостановлена.
Следует отметить, что такое решение разочаровало проблемных должников и лишило многих их них надежды на разрешение финансовых трудностей в ближайшей перспективе. Заемщики приуныли, некоторые из них стали обращаться к народным коммунистам с вопросом: когда будет продолжена работа над законопроектом и намерены ли депутаты-коммунисты это инициировать?
– Нужно вернуться к рассмотрению этого вопроса, и очень срочно! – уверена депутат Ирина Смирнова. – Я считаю, что обязательно нужно работать над законопроектом о банкротстве именно физических лиц, над восстановлением их платежеспособности. Люди страдают от множества долгов, они невыездные, полностью закабалены, не могут создать свой бизнес, даже открыть счета. Ведь находясь в таких условиях, они никогда в жизни не рассчитаются с банковскими долгами! Надо доверять нашим гражданам, и через институт банкротства дать им возможность жить свободно, нормально, работать, по мере возможности оплатив долги. Более того, такие люди могут стать точкой роста экономики, так как выживая в сложных условиях они накопили опыт, ответственность, научились финансовой грамотности, и если дать им шанс, то они и себя и малый, средний бизнес в стране поднимут. Но пока я не могу точно сказать, будем ли мы инициировать этот вопрос, так как план работы фракции согласовывается со всеми ее членами. Думаю, что мы примем согласованное решение по данному вопросу.
Правда, 10 января 2019 года Министерство финансов презентовало в Мажилисе Парламента РК законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства». Но документ касается лишь юридических лиц. Порядка 4 тысяч субъектов бизнеса находятся сейчас в процессе банкротства, которую для предприятий в РК хотят упростить. А что же делать заемщикам – физическим лицам в подобной же ситуации? Пока неизвестно…
Равнение на Европу
Между тем, закон, который в Казахстане давно буксует и который мог бы сильно облегчить жизнь наших закредитованных граждан, успешно работает во многих развитых странах.
Например, в соседней России закон о банкротстве физлиц действует с 1 июля 2015 года. В ходе процедуры банкротства физлица часть его имущества продается с аукциона, при этом человека нельзя лишить единственного жилья, индивидуальных вещей, бытовой техники стоимостью до 30 тысяч рублей, домашних животных, минимальных денежных средств и еды. Процедура позволяет гражданину поставить точку в истории с неудачно взятым кредитом и избавиться от кошмара, в котором обычно находятся несостоятельные заемщики.
Кроме того, такая практика есть в других европейских странах. В Австралии вопросы финансовой несостоятельности регулируются «Законом о банкротстве» 1966 года. Процедура банкротства применяется только к физическим лицам. Для несостоятельных же организаций допустимы процедура внешнего управления либо ликвидация. Объявление себя банкротом может быть сделано путём направления соответствующего заявления в Службу банкротства и арбитражных управляющих Австралии.
В Канаде банкротство регулируется нормами федерального закона «О банкротстве и несостоятельности», который применяется как на организации, так и на граждан.
В Нидерландах «Кодекс законов о банкротстве» предусматривает три различные процедуры: банкротство, которое применяется как к гражданам, так и организациям и целью которого является распределение имущества должника среди кредиторов; мировое соглашение, которое заключается с организацией-должником; прощение долга — процедура, применяемая только к гражданам.
Думается, что без такой заботы о собственных гражданах и предоставления народу возможностей финансовой реабилитации амбициозная задача Казахстана войти в заветное число 30 развитых мировых государств вряд ли выполнима в обозримой перспективе.
По материалам Rezonans.kz