Почему важно получать и правильно «читать» информацию о заемщике из открытых государственных баз данных? Современные инструменты позволяют предсказать дефолт по клиенту на ранней стадии
В декабре 2019 года НБРК планирует завершить, и в начале 2020 отчитаться по результатам проверки AQR (оценка качества активов банков). Эта крупномасштабная проверка, которая отняла у банков второго уровня (БВУ) много сил и времени.
AQR и МСФО 9
Последние два года для казахстанских БВУ оказались непростыми:
- В 2018 году им пришлось внедрять новый международный стандарт отчетности - МСФО 9. Переход от предыдущей версии МСФО 39 к МСФО 9 в части обесценения, является глобальным проектом, и затрагивает не только методологию и отчетность, но также бизнес-процессы, данные и многочисленные IT-системы. МСФО 9 требует от банков выполнять автоматизированный расчет провизий, который сложно вести по старой схеме (как это было при МСФО 39 в некоторых банках – с помощью обычного Excel).
- В конце 2018 года Нацбанк согласовал всем БВУ методологическую часть новых моделей обесценения МСФО 9. Казалось бы, страдания закончены, но тут на горизонте появилась AQR.
AQR – это логичный шаг после внедрения МСФО 9. Столь масштабное мероприятие поможет сделать банковский сектор Республики прозрачнее, и позволит оценить реальное состояние БВУ.
По мнению главы Нацбанка РК Ерболата Досаева, полученные методология и знания будут интегрированы в текущий надзорный процесс, а результаты трансформируются в новую надзорную систему SREP, в том числе - в части применения нового надзорного инструмента в виде надзорной надбавки на капитал.
Эксперты рынка склоняются, что это абсолютно правильное решение использовать полученный опыт в рамках AQR, это будет своего рода «upgrade» надзорного органа.
Вероятно, по итогам AQR, некоторым банкам придется привлекать дополнительный капитал. Возможно, у некоторых фининститутов будут выявлены проблемные активы. Как следствие – на них будут начислены провизии, что повлияет на уменьшение нераспределенной чистой прибыли, а значит, банкирам можно будет забыть про «красивую» финансовую отчетность.
Независимый эксперт в области риск-менеджмента Аскар Омаров считает:
- Не секрет, что в некоторых банках - позитивная подача информации и сглаживание острых углов в отчетных документах считается важным практическим навыком. Кредит, выданный поверхностно проанализированному заемщику, становится проблемным, и требует повышенного внимания внутренних служб банка, а также привлечения капитала для корректного резервирования потенциальных убытков. Чтобы не допустить проблем по такому заемщику, банк начинает «украшать» его как новогоднюю елку.
Сильная сторона МСФО 9 – это упреждение проблем.
- Есть проблемы с качеством портфеля? – создай провизии;
- есть проблемы с достаточностью капитала? – увеличь его. Признание проблем – это первый шаг на пути к их решению.
Ключевым фактором для признания потенциальных потерь является не субъективная вера банкира в способности заемщика, а объективная оценка его состояния, так называемый «процесс рейтингования заемщика». Этот процесс оценивает вероятность дефолта заемщика, доли потерь банка в этом случае, и прочие моменты из практики риск-менеджмента. В итоге, банк уже на начальном этапе взаимоотношений с заемщиком, должен понять, чем рискует.
В европейской банковской практике существует такое понятие как «Watch list» или «мониторинг посткредитного обслуживания» - это откровенный ответ банкира самому себе на вопрос: «а все ли у меня так хорошо в портфеле, как я сам себе рассказываю?».
На Watch list обращают мало внимания, когда банковский кредитный портфель быстро растет. Однако, стоит темпам роста замедлиться, как начинают появляться первые сигналы проблем слишком быстрого роста: разница между начисляемыми и фактически получаемыми процентами растет, cash collection по основному долгу хромает и прочие беды. Далее, банк формирует провизии, которые «едят» и капитал, и доходность кредитного учреждения. В этой ситуации сможет помочь унифицированный, адаптированный и встроенный в систему анализа и отчетности банка мониторинг потенциально проблемных клиентов. Хорошо, когда это не просто система напоминаний о дедлайнах менеджерам банка, а действенный механизм анализа и сбора данных, как с внутренних, так и с внешних ресурсов
.Новые требования и технологии
Одной из трех целей AQR, декларируемых казахстанскими властями, считается «укрепление финансовой стабильности, за счет выявления и внедрения корректирующих мер для улучшения финансового состояния банков». А для того чтобы иметь качественный кредитный портфель, необходимы технологии, ведь вручную обработать несколько сот тысяч кредитов проблематично.
- Тесно работая с банковским сектором более 10 лет, мы видим, как меняется отношение к технологиям в области кредитования микробизнеса, МСБ и корпоративных клиентов. Всего несколько лет назад не были востребованы проекты, направленные на рейтингование, обеспечение прозрачности процессов кредитования, мониторинг и многое другое. С внедрением международных стандартов, проведением AQR, развитием рынка кредитования микро и малого бизнеса, а также появлением на нем серьезной конкуренции ситуация изменилась. Востребованными становятся промышленные решения по кредитному процессу, расчету провизии по всему циклу МСФО 9, ведению внутренней рейтинговой платформы, ведению финотчетности заемщика, осуществлению мониторинга прокредитованных компаний, - прокомментировал CEO компании Prime Source Евгений Щербинин.
Открытые источники и Watch list
Открытые источники позволяют законно собирать информацию о клиенте. Речь идет о проблемах заемщика с налоговыми органами, его истории участия в судебных делах, наличии исполнительных производств, сведений о наличии в реестрах недобросовестных поставщиков и другие подобные данные
Некоторые БВУ используют такую информацию на этапе рассмотрения заявки на кредитование юридическим лицам, но не раскрывают ее потенциал в процессе посткредитного мониторинга.
Независимый эксперт в области риск-менеджмента Данияр Алпысбаев делится опытом создания специализированной методологии и автоматизированной системы Watch List для выявления тревожных сигналов по заемщику:
- В основу уже успешно функционирующей в некоторых банках РК платформы Watch List легла система, которая применялась на европейских финансовых рынках с 2008 года.
На момент разработки этой системы, у нас было две проблемы - недостаточность данных на рынке и их слабое структурирование в системах банка.
Одна из трудных задач – это сбор и обработка информации по качеству обслуживания обязательств заемщика в других финансовых организациях, с высокой частотой обновления. Нередко обслуживающий банк узнавал о проблемах клиента в других организациях спустя месяцы; либо, когда уже у клиента прошла реструктуризация. Такая медлительность в разы снижала эффективность мер по коррекции стратегии в отношении клиента.
Следовательно, банки не всегда адекватно расценивали тревожные сигналы по клиенту, и не могли вовремя ужесточить к нему требования. В свою очередь, переход на МСФО 9 сделал обязательным учет любой информации, которая давала бы возможность банку приготовиться заранее к негативным последствиям.
За последние несколько лет положительные перемены затронули практически все источники получения информации: автоматизировано большое количество баз данных которые, содержат в себе полезную информацию об активности клиентов и характере обслуживания ими обязательств не только в финансовых организациях, но и перед госорганами в части обязательных платежей.
По своему опыту могу сказать, что полнота информации и быстрота принятия решений, по полученным сигналам, играют ключевую роль в выстраивании стратегии в случае вероятного дефолта, особенно когда клиент имеет обязательства в нескольких организациях.
Автор Валихан Сарымсаков
Источник forbes.kz