В условиях карантина онлайн-коммерция стала практически единственным сектором экономики, который активно развивался в Казахстане и значительно вырос.
Подобная тенденция наблюдается по всему миру. Согласно данным ACI Worldwide, международной платформы онлайн-платежей, в апреле текущего года в онлайн ритейл-секторе наблюдался прирост в 209% по сравнению с показателями прошлого года. А индустрия онлайн-игр, в свою очередь, выросла на 126%. В то же время некоторые онлайн-секторы, наоборот, пострадали, такие как туризм, покупка билетов и т. д. В целом рост онлайн-коммерции виден невооруженым глазом и является логическим итогом каратинных мер.
Схожий тренд наблюдался и в Казахстане. Согласно информации министра торговли и интеграции Бахыта Султанова, за I квартал текущего года объем покупок на казахстанских интернет-площадках превысил 2,8 миллиона посылок общей стоимостью в 89 миллиардов тенге. За апрель-май показатели, скорее всего, будут еще выше, так как карантин и режим ЧП был применен только в середине апреля.
Однако вместе с ростом онлайн-коммерции растет и онлайн-мошенничество. Согласно данным того же ACI Worldwide, во время пандемии коронавируса в марте-апреле текущего года количество попыток онлайн-мошенничества выросло на 4,3-5,3% по сравнению с показателями прошлого года. В казахстанских СМИ также увеличились публикации о росте онлайн-воровства. Глобальный тренд везде одинаков: из-за карантина растут объемы онлайн-покупок, и этим пытаются воспользоваться недобросовестные службы продаж в Интернете.
Учитывая текущую ситуацию, в конце апреля текущего года Международная сеть защиты потребителей и правоприменения (International Consumer Protection and Enforcement Network – ICPEN) объявила апрель и май периодом борьбы против онлайн-мошенничества. ICPEN идентифицировала несколько типов онлайн-афер, при котором злоумышленники обманывают потребителей.
Первый тип мошенничества – обманчивая и агрессивная тактика розничной торговли, используемая для вовлечения потребителей. Этим приемом, к сожалению, пользуются и вполне приличные онлайн-площадки, которые указывают минимальные цены, вовлекают потребителя, требуют указать в онлайн-анкете свои данные, электронную почту и мобильный номер. После всех необходимых процедур потребитель попадает на сайт, где товаров, указанных ранее, нет или товары по данной цене уже распроданы. А данные потребителей сохраняются в базе интернет-магазина, после чего им агрессивно предлагаются товары, рассылаются СМС и электронные письма.
Второй тип мошеничества, схожий с первым, – реклама, вводящая в заблуждение. В такой рекламе часто указываются неправильные цены или недостоверная информация.
Третий тип – это кража личных данных. В связи с тем, что в Казахстане растет цифровизация и личные данные привязаны к онлайн-счетам, то становится понятным, что данный вид мошенничества стал особенно популярным. Мошенники после получения нужных фактов о потребителе используют их для заказа товаров и доступа к онлайн-счетам жертв. Личные данные нередко используются и для того, чтобы оформить кредит на потребителя, про который он узнает только когда коллекторы из банка постучатся к нему в дверь.
Четвертый тип – это фишинг. При фишинге целью является получение идентификационных данных пользователей (логины и пароли к банковским картам, учетным записям). Как правило, потребитель получает электронное письмо от якобы коллеги или представителя банка, государственной структуры, в котором его просят перейти на определенный сайт, создать свою учетную запись и внести банковские данные. Текст электронного сообщения при этом специально составляется таким образом, чтобы внушить страх и заставить потребителя перейти на указанный веб-сайт. Фишинг является самым простейшим и в то же время одним из самых опасных и эффективных способов кибератаки. Против него нет защиты, так как потребитель самостоятельно раскрывает свои данные.
Пятый тип – мошенничество со здоровьем. Как правило, на разных сайтах продают различные продукты, про которые не предоставляется достоверной информации. К примеру, электронные сигареты и нагреваемые табачные изделия являются альтернативой традиционным сигаретам, так как помогают курильщикам постепенно отказаться от вредных привычек, но верной информации о таких изделиях нет в достаточном количестве, а покупателям продвигаются сомнительные БАДы и другие продукты, которые действительно вредят здоровью. И никакого контроля над таким видом товара в сфере здоровья нет.
Шестой тип – юридические требования, касающиеся информации о ценах и маркировке. Несмотря на то, что законом предписаны требования к информации о оценах и маркировке, часто в интернет-магазинах вопросы маркировки не предусмотрены.
Седьмой тип – это фальшивые лотереи и деловые каталоги. В Казахстане пока не особо развит такой тип мошеничества, но вот в западных странах мошенники активно предлагают людям участвовать в фальшивых лотереях, продают билеты, и понятно, что в такой лотерее победителей, как правило, не бывает.
Для защиты потребителей в условиях коронавирусной пандемии, когда они большую часть времени проводят дома, на карантине, бороться с интернет-мошенничеством возможно только при помощи следующих мер:
- Информировать потребителей. Сами потребители, СМИ, компании и государственные структуры должны постоянно информировать обо всех видах мошенничества. Казахстанский рынок онлайн-торговли довольно маленький, и любые мошеннические действия легко выявлять и афишировать.
- Поддерживать грамотность потребителей. Потребителей нужно всегда информировать и повышать их уровень грамотности. Так они всегда будут соблюдать меры предосторожности против кибератак.
- Совершать покупки только на зарекомендовавших себя международных и местных интернет-площадках. Потребителям нужно всегда объяснять, что им не следует покупать товары на подозрительных сайтах, а делать это только на проверенных интернет-площадках. Международные и местные игроки рынка онлайн-коммерции не дадут кому-либо заниматься мошенничеством на их платформах и сами жестко пресекают подобные явления, так как это в их же собственных интересах.
Также хотелось бы отметить, что регулирующие органы должны быть начеку, так как сейчас мошенники могут при помощи специальных программ буквально за несколько часов украсть деньги со счетов тысяч людей.
Автор Светлана Романовская
Источник inbusiness.kz