Прошедшая летом прошлого года кредитная амнистия фактически открыла мусорную корзину. Туда банки и слили всех, кто пользовался этой льготой.

Кредитная амнистия для населения. Будет ли она?

Как следствие возник хронический дефицит качественных заемщиков.

Подноготную этих процессов раскрывает эксперт международной брокерской группы «Тикмилл» Арман Бейсембаев.

«Риски достаточно высоки, поскольку рост кредитования в условиях экономического спада может означать одно. Банки снижают требования к качеству заемщика, тем самым беря на себя риск невозврата. Потребитель может остаться без работы, а предприниматель – разориться», – добавляет экономист.

Эксперт считает, что  у банков нет выбора «Экономика в целом чувствует себя плохо, МСБ сжимается, крупные клиенты не спешат кредитоваться. Одновременно потребители набирают кредиты, пытаясь поддержать свой падающий уровень жизни. В таких условиях отказ кредитовать для банка означает потерю дохода, активов, устойчивости и долю рынка», – констатирует Бейсембаев.

Поэтому, полагает экономист, минимизировать риски вряд ли получится.

«Всем нужны надежные и качественные заемщики, а их становится все меньше и меньше. Так что выбор тут между «плохим» и «очень плохим», – отмечает эксперт.

В аналитическом центре Ассоциации финансистов Казахстана солидарны с Бейсембаевым в плане оценки самочувствия казахстанской экономики.

«На фоне падения реальных доходов граждан и устойчивых доходов бизнеса происходит усиление конкуренции за платежеспособных заемщиков. Она развернулась в традиционных и более рисковых отраслях экономики, включая сельское хозяйство и строительство. Это ведет к росту концентрации активов сектора. И тому есть доказательство: доля Топ-5 БВУ по размеру активов выросла до 63,2% с 62,9% на начало года», – аргументируют аналитики.

Мелкие и средние банки должны умереть

Кроме того, кризис нанес сильный удар и по структуре банковского сектора.

В более-менее устойчивом положении находятся крупные банки, которые за счет масштаба успешнее абсорбируют риски.

В качестве примера можно привести Народный банк и Jýsan Bank, укрупнившийся за счет поглощения АТФ Банка. А ставший на фоне сильного роста потребительских кредитов и депозитов крупным Kaspi Bank уже озвучил планы по стимулированию корпоративного кредитования.

Как подмечает Бейсембаев, процесс сжимания банковского сектора длятся уже не первый год.

«Разразившаяся пандемия не только обнажила множество проблем, связанных с этим, но и значительно усугубила их. Так что эти факторы лишь продолжат уже идущий тренд – все больше мелких и средних банков будет так или иначе вымываться из рынка. На примере ряда банков, которые сейчас на слуху, мы можем наблюдать, как обычно идет этот процесс», – делится наблюдениями экономист.

В АФК акцентируют внимание на ограниченном росте кредитных потерь и последующем умеренном снижении рентабельности деятельности.

«Как отмечается в отчете Moody’s, это не окажет значимого влияния на финансовую устойчивость сектора. Банковский сектор подошел к «коронакризису» со значительными запасами капитала и ликвидности, а также провел весьма важную работу по расчистке баланса от неработающих займов», – подчеркивают эксперты.

В качестве аргумента они привели результаты проведенной в прошлом году оценки качества активов (AQR) международными аудиториями.

«Как показал AQR, и на системном уровне, и на уровне отдельных банков дефицита капитала нет. При этом уровень достаточности капитала у всех банков выше требований регулятора. Большинство, которые должны были докапитализироваться, задачу выполнили», – утверждают аналитики.

Телега впереди лошади

Moody’s рекомендовала Казахстану снизить уровень инфляции, тем самым достичь более низких ставок по кредитам и усилить доверие вкладчиков к тенге.

Это, по мнению аналитиков, оживит кредитование экономики и обеспечит рост бизнеса.

Со своей стороны, эксперт международной брокерской группы «Тикмилл»характеризует такой совет «очень странным»

По его мнению, телега поставлена впереди лошади.«Не инфляцию надо снижать, чтобы оживить экономику и повысить доверие к нацвалюте. Этому будут способствовать реальный переход к рыночным механизмам и уход государства из частного сектора. Это обеспечит конкуренцию, стабильность и предсказуемость политического и институционального поля», – перечисляет экономист.

Вместе с тем, продолжает Бейсембаев, все вышеописанное восстановит инвестиционный и производственный процесс.

«А уже это, в свою очередь, позволит снизить инфляцию и, как следствие, процентную ставку. У нас в экономике проблемы куда серьезнее, чем высокая инфляция, которая является следствием, а не причиной», – размышляет эксперт.

Без низкой инфляции не будет приемлемых долгосрочных процентных ставок, предсказуемости условий ведения бизнеса, добавляют в АФК, которые критически важны для устойчивого экономического роста.

«В этой связи Нацбанк совместно с правительством реализует комплекс мер по снижению импортозависимости и диверсификации экспорта. Это должно оказать положительное влияние на снижение инфляции и стабильность курса нацвалюты. Однако такие реформы не проводятся быстро, пройдет определенное время, прежде чем мы сможем увидеть результаты», – успокаивают эксперты.

Чем крупнее, тем живее

Еще одним следствием кризиса является стремление игроков укрупниться.

Предполагается, что чем крупнее банк, тем ниже уровень его проблематичности.

Видимо, об этом думали в Moody’s, когда прогнозировали продолжение процесса консолидации банков.«Могу сказать, что при прочих равных условиях процесс консолидации и сжатия банковского сектора однозначно продолжится», – соглашается с оценкой Moody’s Бейсембаев.

По мере снижения эффективности текущей экономической модели, добавляет он, ей для функционирования будет надо все меньше банков

«А их количество будет тем меньше, чем меньше будет становиться экономический пирог, который как раз связан со снижающейся эффективностью самой экономической модели. Вот такая спираль получается», – констатирует эксперт.

Так что рассуждать о будущих сделках слияний и поглощений, отмечает экономист, смыла нет.

Вместе с тем, продолжают в АФК, наличие M&A—сделок свидетельствует о дальнейшей трансформации сектора

«Если таких сделок не было бы совсем, это как раз вызывало бы серьезные опасения по поводу статичности процессов и преобладания нерыночных условий», – подмечают эксперты.

В условиях усиления конкуренции на рынке банковских услуг, добавляют в АФК, считают стремление отдельных игроков к консолидации логичным.

«Это дает рыночные преимущества как для качественного повышения эффективности работы и снижения издержек, так и для содействия устойчивости сектора в целом. Важно, чтобы ключевые показатели объединенной в рамках M&A-сделок финансовой организации превышали простой суммарный результат отдельно работавших ее частей», – делятся нюансами аналитики.

В свою очередь Бейсембаев рекомендует не пустить процесс консолидации сектора на самотек.

«Это может продолжаться вплоть до того, что в стране останется всего один банк.

Сможем ли мы остановиться и развернуться до того, как это произойдет – большой вопрос»,– резюмирует эксперт.

Автор Тулкин Ташимов

Источник 365info.kz