Ни для кого не является откровением, что темпы международного товарообмена сегодня только начинают выходить на допандемийный уровень. Повсеместные проблемы с остановкой производств, отраслевые кризисы (в том числе на рынке труда) и торможение трансграничных торговых процессов сказались на всех секторах мировой торговли.
Конечно, аналогичные испытания выпали и на долю Казахстана. Согласно отчетам профильных ведомств, объем товарооборота Республики Казахстан за 2020 год достиг лишь $85,0 млрд. Это на 13,0% меньше показателя 2019 года ($97,8 млрд).
Примечательно также и то, что год начала пандемии принес двукратное сокращение профицита торгового сальдо - с $18,4 млрд до $8,9 млрд (-51,7%). Это обусловлено падением экспортной выручки почти на 20%, в то время как денежные объемы импорта сократились только на 4%. Более того, в период с апреля по июль минувшего года в Казахстане было зафиксировано отрицательное внешнеторговое сальдо впервые за 20 лет. Главной причиной этих процессов, конечно, является снижение цен на углеводороды (на 36% с начала года). В то же время в натуральном выражении экспорт нефти даже вырос и продемонстрировал максимальный показатель за 5 летний период (70,6 млн тонн за 2020 год).
Однако минувший год усилил тренд на востребованность пищевой продукции, произведенной в Казахстане, несмотря на параллельное снижение экспорта необработанной сельскохозяйственной продукции. К слову, именно пищевая промышленность является одним из приоритетных секторов развития экспортного потенциала республики. Эту тенденцию поддерживают и последние экспортные инициативы властей страны.
В 2020 году Министерством торговли и интеграции РК был запущен проект «Экспортная акселерация». Эта программа поддержки предусматривает сопровождение предприятия от идеи экспорта до поставки продукции на новые рынки. Акселерация предусматривает системную поддержку экспортно ориентированных субъектов МСБ, включающую в себя диагностику экспортного потенциала предприятия, а также его сопровождение до момента подписания экспортных контрактов с зарубежными контрагентами. В качестве приоритетных рынков экспорта рассматриваются КНР, Россия, страны Центральной Азии и ОАЭ. В стартовом этапе программы принимают участие 35 предприятий пищевой промышленности, которые заключили экспортные контракты на сумму более 32 млн долларов. Ожидается, что в нынешнем году в рамках «Экспортной акселерации» к числу новых экспортеров прибавится еще 100 предприятий.
В некотором смысле данный проект реанимирует уже существующие меры поддержки экспортеров с учетом рисков пандемийной и постковидной экономики. Программа стимулирования внешней торговли не представлена принципиально новыми инструментами, но аккумулирует существующие нефинансовые меры поддержки в систему единого окна. Участники проекта отбираются методом скоринговой модели на основе конкурентоспособности предприятия, после чего разрабатывается план развития и стратегии по выходу на внешние рынки. Итогом участия в проекте является заключение экспортных контрактов с зарубежными контрагентами.
В то же время, работа экспортёров сопряжена с целым рядом других проблем, требующих расширения инструментария поддержки. Даже в условиях наличия предпринимательских связей, нередко начинающим экспортерам чтобы выполнить масштабный заказ, необходимо получить аванс от зарубежного покупателя или банковский кредит. Здесь предприниматели сталкиваются с недостатком финансирования и относительно малым числом соответствующих инструментов. Эта проблема касается большинства систем стимулирования экспорта развивающихся экономик, в числе которых и Казахстан.
Можно выделить три основных барьера для казахстанских экспортёров продовольственной продукции. Во-первых, это недостаток финансовых ресурсов и инвестиционных фондов вкупе со сложностями получения государственной финансовой поддержки кредитования в банках. Стоит отметить, что постепенно эти проблемы решаются через инфраструктуру АО «Экспортная страховая компания KazakhExport», которая постепенно расширяет номенклатуру страховых инструментов. Однако объемы финансовой поддержки для представителей несырьевых отраслей по-прежнему не столь велики.
Во-вторых, пандемия обусловила новые предпринимательские риски в виде ограничений на экспорт стратегически важной продовольственной продукции. Несмотря на то, что сегодня таких барьеров остается очень мало, сами прецеденты формируют негативные имиджевые потери.
В-третьих, в сфере продовольственных товаров на внешних рынках высока конкуренция, в связи с чем спрос на казахстанскую продукцию нужно постоянно поддерживать. Здесь Нур-Султану важно определиться с соответствующими рынками, имеющими запрос на казахстанскую продукцию. Отчасти это может быть Китай, приграничье России и другие соседи по региону.
Источник stanradar.com