Количество компаний-зомби быстро растет, и, если ситуация не улучшится, мы можем столкнуться с финансовым кошмаром.
Что такое зомби-компания?
«Компания-зомби» — это термин, используемый для описания неконкурентоспособной компании, которая нуждается в финансовой помощи для успешной работы, или компании-должника, которая способна выплачивать только проценты по своему долгу (коэффициент покрытия процентов 1 или меньше).
Такие компании генерируют денежный поток, достаточный только для выплаты процентов по кредиту, и не могут уменьшить фактическую сумму основного долга. Следовательно, у них нет избыточных денежных средств или мощностей, и они находятся в состоянии стагнации, что означает, что они слишком слабы, чтобы в них инвестировать или расти.
Выживание зомби-компаний сильно зависит от низких процентных ставок. Из-за того, что правительства и центральные банки пытаются стабилизировать свою экономику, коммерческие банки вынуждены предоставлять кредиты и предлагать низкие процентные ставки.
Происхождение зомби-компаний
Термин «зомби-компания» возник в Японии. После краха пузыря цен на активы в конце 1991 г. японские банки продолжали поддерживать слабые или обанкротившиеся фирмы, вместо того чтобы позволить им рухнуть. Это способствовало так называемому «потерянному десятилетию» — периоду экономической стагнации в Японии.
В 2008 году, во время мирового финансового кризиса, этот термин снова приобрел популярность и использовался для обозначения компаний, которым была оказана поддержка в рамках Программы помощи проблемным активам США (TARP).
Внешние риски для зомби-компании
Внезапное изменение деловой или экономической среды может убить зомби-компании. Если экономика укрепится, более успешные компании смогут быстро воспользоваться возможностями и оставить слабые фирмы позади. Неспособность воспользоваться новыми возможностями снизит потребительский спрос на их продукты или услуги , и компании в конечном итоге столкнутся с серьезными проблемами конкуренции.
Поскольку существование зомби-компаний зависит от кредиторов, повышение процентных ставок уничтожит значительное количество таких фирм. Стоимость долга вырастет, и компании не смогут выполнять свои процентные обязательства.
Влияние зомби-компаний на экономику
Компании-зомби рассматриваются как препятствие для производственного роста, поскольку выживание слабых компаний способствует снижению средней общей производительности. Экономисты утверждают, что эти компании наносят ущерб обществу. Они занимают долю рынка и удерживают таланты («ограниченные ресурсы»), которые должны быть доступны более успешным и динамичным компаниям.
Без денег для реинвестирования зомби-компания неэффективна и не может расти. Они «неконкурентоспособные выжившие» и способствуют снижению производительности в мировой экономике.
Хотя эти компании отрицательно влияют на экономику, некоторые все же играют важную роль. Например, правительство может помочь зомби-компании просто потому, что в ней работает большое количество людей. Если компания обанкротится, массовая потеря рабочих мест может оказать значительное влияние на общество.
Компании-зомби часто могут быть крупными и политически дорогостоящими, чтобы позволить им потерпеть неудачу, что дает возможность этим неконкурентоспособным корпорациям продолжать неуклонно выкачивать кредиты или щедрые банковские ссуды. Хотя это позволяет избежать негативных экономических результатов в краткосрочной перспективе, в долгосрочной перспективе это приводит к вытеснению продуктивных инвестиций и сокращает выход на рынок новых, более инновационных компаний. Отсутствие инноваций, в свою очередь, может привести к устойчивому снижению темпов роста и хронической стагнации, как это наблюдалось в Японии.
Как обнаружить зомби-компанию
Количество зомби-компаний продолжает расти, поэтому каждый инвестор должен научиться распознавать их, чтобы избежать значительных потерь. Не существует строгого определения зомби-компании, но наиболее распространенные их характеристики — это значительная сумма долга по отношению к собственному капиталу и неспособность выплатить эти долги. Однако любая компания может пережить непродолжительный непростой период, особенно из-за непредвиденного кризиса, такого как вспышка коронавируса. Чтобы еще больше сузить список, необходимо выделить компании с коэффициентом покрытия процентов ниже одного (1) в течение трех лет подряд.
Поскольку продолжительность жизни зомби, как правило, очень непредсказуема, их акции чрезвычайно рискованны и подходят не всем инвесторам. Например, небольшая биотехнологическая фирма может сильно растянуть свои средства, сосредоточив свои усилия на исследованиях и разработках в надежде создать лекарство-бестселлер. Если лекарство не сработает, компания может обанкротиться в течение нескольких дней. С другой стороны, если препарат окажется успешным, компания сможет получить прибыль и сократить свои обязательства. Однако в большинстве случаев акции зомби-компаний не в состоянии преодолеть финансовое бремя, связанное с их высокой скоростью сжигания, и в большинстве случаев в конечном итоге растворяются.
Зомби-стартапы
Зомби-стартап — это компания, которая получает первоначальное финансирование, но не получает дальнейших инвестиций. Значительное количество стартапов превращаются в стартапы-зомби, неспособные добиться успеха без вливания средств инвесторов.
У этих стартапов есть краткосрочный план обеспечения ранних инвестиций, но отсутствует долгосрочный план роста. По мере взросления отсутствие долгосрочного планирования становится очевидным, и эффективность компании падает.
Инвесторы не считают эти стартапы привлекательными и поэтому не выделяют дополнительных средств. Компания становится зомби-стартапом — компанией, которая продолжает работать после того, как исчерпывается первоначальное финансирование, но фактически не растет.
Выводы
Любые внезапные изменения в деловой или экономической среде могут стать катализатором перемен. Повышение процентных ставок преподносится как наиболее вероятный «убийца зомби», но изменение отношения банков или правительства к этим компаниям может быть не менее опасным. Сильное улучшение экономики также может стать для них «контрольным выстрелом», поскольку более быстрые и гибкие компании воспользуются новыми возможностями, оставив зомби позади.
Однако, главное в процентных ставках то, что они затронут и тысячи людей, получающих ипотечные кредиты, что снизит спрос на товары и услуги компаний, так что «зомби» будут поражены двойным ударом!
Источник psm7.com