Экономист назвал точки роста для экономики страны , сообщает kapital.kz.
Есть два основных источника, с помощью которых можно не допустить социального напряжения - это развитие строительства и сельского хозяйства в Казахстане. Об этом сказал экономист Алмас Чукин во время CFO Summit 2022 в Алматы.
«Нам необходимо организовать в стране массовое жилищное строительство. Потому что рост цен на аренду жилья, который происходил в 2021 году и наблюдается сейчас – это же катастрофа. Рост стоимости аренды бьет по самым незащищенным слоям населения. Эта категория казахстанцев не может не только взять ипотеку – они и так живут на последние деньги. Учитывая, что в 2021 году стоимость аренды выросла, по некоторым оценкам, на 14-15%, зарплата населения никак не растет», - считает экономист Алмас Чукин.
По его словам, также необходимо развивать сельское хозяйство. «Казахстану нужна вторая целина. Пока еще наше население не забыло, как работать в поле, как пасти скот. Государство должно провести к сельхозземлям воду, дороги, электричество. Также необходимо выделить бесплатные наделы для освоения новых территорий. Потому что, имея столько земли (у нас в Казахстане – Ред.) и ее не освоить – это не дело. Получается, что мы и никому ее не даем, и своим не даем», - считает Алмас Чукин.
Он попытался доказать, почему Казахстан «такая богатая страна и у нее такой бедный народ».
«За 30 лет, если говорить об экономике Казахстана, среди стран СССР мы достигли многого – если не брать в счет страны Прибалтики. То есть, если рассматривать бывшие советские республики, наша страна по большинству экономических показателей лучшая. Мы действительно добились многого, ВВП Казахстана едва не достиг отметки в 200 млрд долларов. Но при этом давайте сравним развитие нашей экономики с Кыргызстаном. ВВП Кыргызстана составляет 7 млрд долларов, при этом население страны в три раза меньше, чем в Казахстане. То есть, если сравнить ВВП Кыргазстана и ВВП нашей страны, мы должны жить в несколько раз лучше. Наш уровень жизни, средняя зарплата лишь в 2,5 раза выше, чем в Кыргызстане, а де-факто этот показатель должен быть еще выше», - отмечает Алмас Чукин.
По его словам, стоит попытаться ответить на вопрос: почему так происходит? «И самое главное - нужно попытаться понять: бедные не становятся богаче от того, что у богатого нужно чуть-чуть забрать средств и передать бедному. Это перераспределение средств, а не увеличение их», - отмечает Алмас Чукин.
Он продолжил свое выступление с анализа доходов Нацфонда. По его словам, с 2015 года де-факто пополнение Нафонда закончилось.
«С этого периода мы стали изымать из Нацфонда почти столько же, сколько вносим туда. И бывает, что даже забираем из фонда больше, чем вносим. И по сути он последнее время не пополняется. Объем Нацфонда сейчас застрял на уровне 55 млрд долларов. Возможно, в этом году ситуация изменится в лучшую сторону, когда нефть торгуется почти по 100 долларов. Так вот за счет ежегодных изъятий из Нацфонда от 7-10 млрд долларов и объясняется стабильность тенге – потому что доллары из Нацфонда уходят на наш внутренний рынок. Если этот канал перекрыть, то тогда поддержка тенге сильно ослабеет», - подчеркивает экономист.
Усугубляет ситуацию тот факт, уточнил Алмас Чукин, что текущие доходы обеспечивают бюджет Казахстана лишь на 60%. «То есть трансферты из Нацфонда пополняют бюджет и наши госпрограммы, например «Нурлы жол». Если же эти трансферты убрать, то в бюджете образуется огромная дыра. Она тоже, в общем-то, не за горами», - отмечает экономист.
Он считает, что госпрограмма ГПФИИР «ничего не дала экономике». «Если мы посмотрим, то наблюдается прямая корреляция между ценой на нефть и ВВП. Если дорожает нефть, то и растет наш ВВП, если нефть дешевеет, то падает ВВП. И тенге тоже зависит от нефти. Никакие другие факторы на рост экономики практически не влияют», - подчеркивает Алмас Чукин.
Динамика средней зарплаты также привязана к динамике цен на нефть – отмечает он. «И при этом у нас очень большой дисбаланс по зарплате по регионам. В принципе это нормально. У нас нет стран, где в региональном разрезе зарплата была бы одинакова. Жители Нью-Йорка никогда не будут зарабатывать меньше, чем жители штата Монтана. Но между зарплатой тех, кто живет в регионах, и тех, кто живет в городах, должен быть какой-то паритет. У нас же нет паритета, а разница в доходах от региона к региону отличается в несколько раз – это ненормально. Для сравнения: в США разница между доходами от штата к штату отличается лишь на 40%», - отмечает Алмас Чукин.
Он считает, что еще одна проблема Казахстана – темпы занятости не успевают расти за темпами роста населения.
«У нас в стране наблюдается огромный рост молодежи. Через два года численность молодых людей достигнет 400 тыс. человек. Сейчас же в Казахстане 350-370 тыс. человек относится к молодежи, которым исполняется 18 лет. То есть, когда часть из них отправятся искать работу, они в какой-то степени будут оказывать влияние на рынок труда. А получается, что казахстанцы стали жить дольше, и соответственно рабочие места освобождаются медленнее. С другой стороны, молодой человек должен пройти весь трудовой путь, и только потом занять кресло специалиста. Поэтому меня удивляет наша любовь к взращиванию программистов. У нас просто забывают, какое количество программистов в мире - их ничтожно мало. То есть мы не сможем в Казахстане готовить огромное количество программистов – иначе нам придется трудоустраивать их на работу», - отметил экономист.
Он считает, что необходимо изменить формирование статистических данных по безработице. «В KPMG как-то презентовали доклад «Что делать с безработицей?» Там не согласились со статистикой по безработице. Согласно докладу, данные по трудоустроенным завышены. У нас в статистике есть и занятые, и полузанятые. Самое главное - у нас (по статистике – Ред.) минимальный доход составляет 36 тыс. тенге. То есть (согласно статистике – Ред.) считается, что это занятый человек, а я считаю, что это работающая нищета», - отмечает экономист.
Поэтому Алмас Чукин акцентирует внимание на том, какие отрасли нужно развивать.
«Казахстану надо развиваться в смежных отраслях, а именно производить товары высокого передела из сырья. Например, если мы производим алюминий, то давайте производить фольгу. То есть если нам даны такие большие богатые территории, нам нужно делать упор на сырье, а не на развитие IT. Поэтому, если мы говорим о трудоустройстве, нужно понимать, что горнодобывающая отрасль - это капиталоемкая отрасль, там работает не так много человек, как может показаться. И если мы думаем, что за счет развития этого сектора мы трудоустроим много казахстанцев – мы ошибаемся. Наоборот, мы теряем на них рабочие места за счет диджитализации», - полагает Алмас Чукин.
Автор Анна Видянова
Источник kapital.kz