Пока лидеры Евросоюза обсуждают, как быстрее избавиться от российского газа, Европу накрывает вторая волна энергокризиса из-за рекордно высоких цен на газ и электроэнергию. По всей Европе снижают производство или останавливаются сталелитейные заводы, производство удобрений и бумаги. Рост цен на энергоресурсы добрался и до хлеба , сообщает eadaily.com.
В немецком Майтингене остановился сталелитейный завод Lech мощностью 1 млн тонн в год. Это производство обеспечивает работой более тысячи человек. Причина остановки — цены на электроэнергию зависят от стоимости газа и достигают в отдельные дни 400 евро за МВт·ч и выше, что делает производство нерентабельным.
«Цены на электроэнергию и газ резко выросли за несколько месяцев до нынешней ситуации на Украине и почти утроились по сравнению с началом 2021 года», — сообщили Reuters в Немецкой ассоциации стали.
Lech стал первым остановившимся сталелитейным заводом в Германии. Параллельно, как сообщает Bloomberg, остановились и британский завод Liberty Steel в Ротерхэме, мощности Celsa Group в Барселоне, а ArcelorMittal не возобновляет работу производства в Сестао.
Большая часть промышленных компаний пока только снижает производство. Так, Acerinox частично закрыл мощности в испанском Кардисе, а Salzgitter — в немецком Пайне.
Цены на электроэнергию нестабильны и зависят, например, в Германии от объема выработки зеленой генерации. Поэтому часть компаний перешли, если это возможно, на работу по принципу «стоп-энд-гоу»: заводы работают при снижении цен.
Такой формат активно использует в Германии, Люксембурге, Польше, Румынии и Испании лидер мирового рынка ArcelorMittal.
Первыми останавливаться еще в конце прошлого года начали заводы по производству удобрений. И сейчас идет уже вторая волна их остановок. 9 марта мировой гигант Yara объявил о сокращении производства аммиака и мочевины на 45% на своих заводах в Италии и Франции. А один из лидеров производства удобрений в Центральной Европе Nitrogenmveworks сообщила, что останавливает производство в Венгрии. В нынешних рыночных условиях это было неизбежным, сообщила компания.
«Кажется, литовский производитель удобрений Achema продолжит частичную остановку одного из двух заводов — до августа. При таких ценах на газ они будут экономить 50 млн кубометров в месяц», — написал в Twitter аналитик ICIS Том Марзек-Мансер.
«Высокие цены на газ в Европе особенно чувствительны для потребителей энергоемких производств: химическая промышленность, металлургия и удобрения. Это приводит к более высоким значениям инфляции и торможению экономического роста, — говорит руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ „Финам“ Ольга Беленькая. — Вчера ЕЦБ опубликовал новые макропрогнозы, в соответствии с которыми новый прогноз инфляции в регионе на этот год повышен до 5,1% против 3,2% в декабре, а прогноз роста ВВП снижен с 4,2 до 3,7%».
Эксперт отмечает, что правительства европейских стран предпринимают меры, чтобы хотя бы частично компенсировать рост цен на электроэнергию населению. «Так, как сообщается в исследовании брюссельского аналитического центра Bruegel, в 18 государствах малообеспеченные жители получили или продолжают получать субсидии, в 13 заморозили цены на энергию, 11 правительств временно снизили или полностью отменили налог на добавленную стоимость (НДС) и различные энергетические налоги», — говорит Ольга Беленькая. Она замечает, что сейчас пережить рост стоимости жизни населению отчасти помогают накопленные за период пандемии сбережения, а также благоприятная ситуация на рынке труда.
Ситуацию в Европе ухудшает то, что энергокризис начал сказываться и на стоимости хлеба.
«К концу прошлого года мы платили 3 тыс. евро за электроэнергию в месяц, а сейчас заплатим 9 тыс. Но, похоже, худшее еще впереди. Сколько мы будем платить в следующем году, я понятия не имею», — сказал Euronews бельгийский пекарь Арно Чализ. Двум булочным-кондитерским, которыми владеет Арно, приходится поднимать цены. Что, впрочем, касается всех трех с половиной тысяч булочных в Бельгии.
И дело не только в цене газа и электроэнергии. Россия и Украина являются крупнейшими экспортерами зерна, и конфликт из-за Украины уже привел к росту оптовых цен до рекордных $ 400 за тонну.
«Мы заказываем муку, но не знаем, сколько за нее придется платить, когда она поступит. Поэтому трудно определить себестоимость и продажную цену, например, хлеба. Не зная всех этих цифр, приходится устанавливать их приблизительно. Но так мы скоро потеряем клиентов, ведь цены повышаются автоматически, следуя за рынком», — пожаловался бельгийский пекарь.
Источник eadaily.com