Заемщики могут столкнуться с нарушением их прав в сфере финансовых услуг. Например, кредиторы могут отказаться изменить условия займа. Как поступить в такой ситуации, сообщает nur.kz .

Жалоба на начальника: образец жалобы на руководителя в вышестоящие инстанции

Подписывая договор о займе с банком или микрофинансовой организацией (МФО), казахстанцы принимают на себя определенные обязанности: вернуть долг, вовремя вносить платежи, согласие на пени и штрафы за просрочки.

Однако они также имеют права, которые могут быть нарушены кредиторами. О том, куда можно обратиться за консультацией и подать жалобу в подобной ситуации, рассказали в FinGramota.

Как нарушаются права казахстанцев

Заемщики могут столкнуться с ухудшением своего финансового положения из-за потери работы, болезни, непредвиденных обстоятельств и так далее.

В этом случае они могут письменно обратиться к кредитору с предложением изменить условия займа:

  • снизить ставку вознаграждения;
  • списать весь долг или его часть (штрафы, неустойку, комиссии);
  • изменить сроки займа или методы его погашения;
  • предоставить отсрочку и так далее.

Конечно, важно при обращении доказать факт ухудшения финансового положения (предоставить документы). А кредитор обязан рассмотреть заявление и дать письменный ответ в виде согласия или мотивированного отказа либо предложить свои условия.

И если банки, МФО, ломбарды или коллекторы нарушают права заемщиков (не принимают обращение, не объясняют причины отказа и так далее), то казахстанцы могут подать жалобу для защиты своих интересов.

Напомним, что без предварительного урегулирования задолженности не получится оформить банкротство.

Куда и как обращаться

Как сообщают в источнике, казахстанцам доступно несколько способов обращения в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка РК (АРРФР или финрегулятор).

Первый и самым доступным для всех граждан вариантом является call-центр с коротким номером 1459. Потребители финансовых услуг могут получить нужные консультации и разъяснения.

"Время работы: в будние дни с 09.00 по 17.00 часов, обеденный перерыв – с 13.00 до 14.30 часов. С момента запуска call-центра агентства обработано свыше 33,8 тыс. звонков", – сообщается в источнике.

Вторым каналом доступа является мобильное приложение Fingramota Online. С его помощью также можно подавать жалобы и обращения, получить консультацию по интересующим вопросам.

Так, в рамках обращений по приложению было обработано уже более 7 тыс. вопросов пользователей.

Кроме этого, граждане могут воспользоваться общественной приемной фирегулятора (микрорайон Коктем-3, дом 21 в Алматы или в управлениях региональных представительств АРРФР). Переговоры. Иллюстративное фото: freepik.com/katemangostar

"Представителями агентства будет рассмотрено каждое обращение заявителей и предоставлены подробные разъяснения норм законодательства в банковской, страховой, микрофинансовой сферах, деятельности коллекторских агентств и кредитных бюро, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг.

При необходимости работники общественной приемной могут организовать встречи с представителями банков, МФО или общественных объединений", – сообщают в FinGramota.

Общественная приемная работает в будни с 10.00 до 13.00 часов и с 15.00 до 17.00 часов.

Для записи можно направить на электронный адрес Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript. свои данные: ФИО, ИИН, контактные данные, полное наименование организации (кредитора), краткое описание обращения и обязательно указать тему "Запись на прием граждан".

Также есть возможность написать обращение через портал "Электронного правительства" (egov.kz) или информационную систему e-Otinish.

Напомним, что казахстанцы могут подать жалобу на дорожные ямы через смартфон.

Автор Марк Мауленкулов

Источник nur.kz