Не так давно глава государства дал четкий посыл правительству – снизить административный прессинг, в том числе через применение «принципа регуляторной гильотины». Но, как выясняется, не все госорганы готовы обеспечить интересы общества путем устранения избыточной адмнагрузки , сообщает exclusive.kz .

Женские руки, заполняющие форму 1040 крупным планом

Фото : freepik.com

Одним из обсуждаемых на прошедшей неделе вопросов была вероятность проведения в стране налоговой амнистии. На что Министерство финансов РК представило крайне пространную формулировку, объясняя свое нежелание проводить амнистию, чем фактически вызвало серьезные вопросы к проводимым реформам Налогового кодекса и выполнению поставленных президентом задач.

– Списывать налоги, не платить налоги – это, наверное, неправильно, потому что мы хотим все жить в комфортных условиях. У нас бюджет ориентирован на покрытие всех социальных нужд, то есть в одночасье убрать или списать или обнулить налоги – это невозможно, потому что налоги – это основа, фундамент нашего бюджета, – заявил вице-министр финансов Ержан Биржанов, процитировав высказывание Оливера Холмса о необходимости налогов.

Биржанов также добавил, что министерство взамен амнистии предполагает принять «меры, которые будут стимулировать рост предпринимательства, рост инвестиций». Впрочем, вице-министр явно лукавит.

Во-первых, план на затраты бюджета на текущий год уже сформирован, и он предусматривает, в том числе, использование средств, собранных в прошлые периоды.

Во-вторых, амнистия, осуществленная за определенный прошедший период, не означает, что люди вообще не будут уплачивать налоги за текущий период. Складывается странная ситуация, при которой вице-министр апеллирует тем, что проведение амнистии якобы «не позволит исполнить запланированные социальные нужды», однако люди-то в это время все равно продолжат платить налоги, поступления средств в бюджет не остановятся.

В-третьих, что самое главное, – амнистия, по своему классическому определению, вообще не предполагает полного обнуления налогов. Такие случаи происходили лишь изредка в отдельных странах после случаев крупных экономических кризисов, однако традиционная мера амнистии – это возможность в определенный срок уплатить налоговые обязательства или определенную сумму за прошлый обозначенный период со списанием только накопленного штрафа.

Налоговая амнистия традиционно, как справедливо отметили журналисты, задавая свой вопрос представителю Минфина, происходит в момент внедрения новых налоговых правил, когда власти официально признают, что предыдущая система обращения с налогами была неправильной и необходимо в неё внести корректировки. Именно такое признание официально и уже неоднократно делал Касым-Жомарт Токаев, заявляя о необходимости создания нового Налогового кодекса.

– Бизнес продолжает жаловаться на сложность и нестабильность налогового законодательства. Фискальные органы массово вовлекают предпринимателей в судебные тяжбы. Правительству следует предусмотреть в новом Налоговом кодексе эффективный механизм противодействия уклонению от уплаты налогов, а также прописать четкие критерии определения «бестоварности» операций. Необходимо, чтобы все спорные случаи неукоснительно трактовались в пользу налогоплательщика, – объявил президент Казахстана в своей речи в сентябре 2023 во время встречи с представителями отечественного бизнеса.

Он также заявлял, что с внедрением Налогового кодекса будет запущено «регулирование с чистого листа», чтобы избавить бизнес от избыточного административного прессинга.

В декабре президент отмечал, что в рамках внедрения нового Налогового кодекса планируется снизить количество налоговых платежей на 20%, а обновленное законодательство станет системной перезагрузкой отношений между бизнесом и государством.

Однако осуществить перезагрузку, о которой заявляет президент Казахстана, без амнистии невозможно. Непроведение налоговой амнистии приведет к тому, что часть лиц при внедрении новых правил продолжит выплачивать задолженности и штрафы, которые сам же президент фактически признал «зверскими». В феврале этого года на расширенном заседании правительства он по отношению к старым правилам применил фразу «принцип регуляторной гильотины».

О проведении налоговой амнистии в Казахстане просят уже давно. Последний раз она была еще в 2019-2020 годах, когда Токаев только стал президентом, на фоне подготовки к внедрению предыдущих (признанных неудавшимися) новых налоговых правил.

В 2021 году депутаты от партии «Ак Жол» указывали на то, что на фоне ситуации с убытками среднего бизнеса из-за коронавирусных ограничений, несмотря на проведенную ранее амнистию, они еженедельно получают сообщения о начислении налоговыми органами неподъемных сумм.

– Суммы доначислений нередко в несколько раз превосходят годовые обороты этих компаний, что означает их неизбежное разорение и банкротство, – говорил в январе 2021 года Азат Перуашев.

Тем не менее, КГД тогда предоставил однозначный ответ: амнистия не предусмотрена. Толика логики в этом решении была – с завершения предыдущей амнистии на тот момент не прошло и полугода, и проводить новую было рановато. К тому же, требование депутатов было радикальным: амнистию, по их мнению, нужно было провести со списанием всей суммы неуплаченного налога. Такие решения, хоть и улучшат положение ряда пострадавших предпринимателей, для экономики могут быть губительны.

Ожидалось, что на фоне последствий коронавируса, Кантара и резко возросшей инфляции в течение 2022 или 2023 года Минфин все-таки проведет амнистию, но «фискалы» все списали на правительство.

– Для этого принимается соответствующее поручение, оно должно решаться на уровне правительства либо главой государства. Исходя из этого, осуществляется соответствующая амнистия. Прошлые амнистии дали свои результаты. В этом году у нас не было запланировано каких-либо амнистий. На сегодня в плане такой вопрос ещё не стоял, возможно, в последующем какие-то вопросы поднимутся, – комментировал в декабре 2022-го вероятность осуществления амнистии в 2022 и 2023 году на тот момент председатель Комитета госдоходов Данияр Жаналинов.

Он подчеркивал, что амнистия, если правительство поставит задачу ее проводить, «должна быть как единичная, разовая акция, принимать их и ставить на какой-то поток ежегодно – это неправильно». И это справедливо, амнистия действительно не должна быть ежегодной процедурой. Но обойтись совсем без нее с внедрением нового Налогового кодекса будет абсурдом.

При этом, действительно, подходить к этому решению стоит не радикальным образом, полным списанием налогов, а ровно таким же образом, как это происходило в 2019-2020 годах, – традиционным методом, когда государство прощает только накопившуюся пеню в обмен на уплату в определенный срок основной суммы задолженного налога.

В прошлый раз это привело к тому, что свыше полумиллиона физических лиц оперативно пополнили бюджет на сумму 7,6 млрд. тенге, которую они задолжали, в обмен на списание пени. В этом году перед правительством была поставлена задача ускорить пополнение бюджета путем совершенствования системы сбора налогов и стимулирования желания уплатить налоги самими гражданами. Предложение осуществить налоговую амнистию вполне может поспособствовать исполнению этой задачи.

Отметим, что налоговую амнистию для физических лиц и ИП в этом году проведут в России на основе указа Путина еще от 2017 года. Казахстану с внедрением нового Налогового кодекса определенно стоит последовать этому примеру, если изменения в законодательстве действительно служат повышению эффективности налоговой политики и очищению от принципа гильотины, как об этом говорит Токаев.

Автор Максим Елизаров

Источник exclusive.kz