Интернет-зависимость – болезнь, с которой чаще всего сталкиваются дети и подростки. Что о ней думают психологи и врачи, как с ней бороться, почему некоторые дети больше к ней склонны и чем занять свое чадо на летних каникулах , сообщает tengrinews.kz.
Изображение сгенерировано при помощи нейросети Midjourney
В 2023 году ЮНИСЕФ изучила цифровую жизнь несовершеннолетних в Казахстане, опросив детей разных возрастов. Согласно данным организации, большинство из опрошенных проводят более двух часов в день в интернете, играя в игры, смотря видео и общаясь с друзьями. По результатам исследования, 46 процентов детей впервые начинают пользоваться интернетом в возрасте от 5 до 8 лет, и большинство имеют к нему неограниченный доступ. Более 37 процентов детей пользуются цифровой сетью через смартфоны почти все свободное время. Интернет рассматривается как позитивное явление: более 90 процентов опрошенных считают его полезным и увлекательным. Несмотря на запрет использования многих социальных сетей и игровых платформ детьми младше 13 лет, трое из пяти - в возрасте от 9 до 10 лет и две трети детей от 11 до 12 лет имеют собственные аккаунты. При этом большинство профилей открыты для просмотра.
По информации международной организации, за последний год каждый восьмой ребенок сталкивался с неприятными ситуациями в интернете, но каждый четвертый из них никому об этом не рассказывал. Дети, которые делились своими переживаниями, чаще всего обращались к друзьям. Каждый десятый ребенок встречался лично с кем-то, с кем познакомился в интернете, причем старшие дети делали это в четыре раза чаще. От 9 до 21 процента детей сталкивались с кибербуллингом, причем девочки подвергались этому в два раза чаще, чем мальчики. Большинство детей никому не рассказывали о таких случаях.
Кроме того, многие дети не решались говорить и о сексуальных рисках в интернете. В основном они сообщали о сексуальном контенте на устройствах друзей. Менее одного из пяти детей сталкивались с сексуальным контентом за последний год, а семь процентов опрошенных видели его регулярно. Трем процентам детей предлагались деньги или подарки за сексуальные селфи, двум процентам - за личные встречи. Два процента подвергались шантажу с целью заставить их заняться чем-то сексуального характера, а 10 процентов предпочли ответить, что не могут сказать, случалось ли с ними подобное в интернете, вместо того чтобы вообще не ответить.
Причины интернет-зависимости
Психологи выделяют несколько причин киберзависимости. У детей младшего возраста первые признаки зависимости могут проявляться в таких ситуациях:
- Стресс. Ссоры в семье, развод или потеря родителей усиливают эмоции при использовании цифрового пространства, особенно при получении виртуальных наград и лайков.
- Избегание контроля. Интернет становится убежищем от родительской опеки, местом без запретов и упреков.
- Недостаток внимания. Из-за нехватки внимания дети ищут поддержку и одобрение в сети, находя новых друзей.
Наибольший риск интернет-зависимости наблюдается у подростков 14-18 лет. Причины:
- Изоляция. Подростки ищут уверенность и понимание в виртуальном мире, если не находят его среди сверстников.
- Застенчивость. Интернет позволяет примерить новый образ и преодолеть робость.
- Агрессия сверстников. Страх перед признанием родителям в насилии толкает подростков в виртуальный мир.
Симптомы интернет-зависимости схожи с другими типами зависимости. При отсутствии интернета подростки испытывают перепады настроения, оправдывают привязанность к гаджетам, возникают конфликты с родителями. Также проявляется апатия, нежелание общаться со сверстниками и рассеянность.
Тренер по цифровой гигиене Альбина Рамазан с сожалением отмечает, что сегодня почти все дети проводят много времени за экранами гаджетов и тут, к сожалению, вина лежит на родителях.
"Сам гаджет и зависимость от экрана — это одна проблема. Вторая и очень серьезная — контент, который потребляет ребенок. Именно эксперты по интернет-безопасности детей играют ключевую роль в защите подрастающего поколения в цифровом мире. В отличие от психологов, которые работают с эмоциональными и поведенческими аспектами, тренеры по цифровой гигиене фокусируются на практических навыках, например, на распознавании угроз, защите личных данных, развитии навыков саморегуляции, общении с незнакомцами онлайн", — говорит эксперт, подчеркивая, что тренеров по детской онлайн-безопасности в Казахстане можно пересчитать по пальцам одной руки. Не развито в стране и такое направление, как киберпсихология.
Многие родители, как отмечает специалист, дают своим детям гаджеты в критически раннем возрасте – почти с рождения, что совершенно недопустимо.
"Пример: мама в кафе прикрепила гаджет к детской коляске трехмесячному младенцу, для того чтобы он успокоился, а она имела возможность поесть и отдохнуть. Хотя на первый взгляд это и может показаться удобным выходом, но такой сценарий губителен для ребенка. Есть у меня подопечная 16 лет, которая 11 из них сидит в гаджете, накручивая по восемь-девять часов экранного времени, а это, на минуточку, практически полный цикл бодрствования. Она зависима", — делится наблюдениями Альбина Рамазан.
Гаджеты неизбежны
Сейчас невозможно исключить гаджеты из нашей жизни, но нужно научить детей правильно ими пользоваться, считает специалист.
"Если мы, взрослые, еще можем оторваться от интернета, то дети этого сделать не могут, у них нет таких навыков, они появляются к 12 годам, и то если их развивать. Причем во время летних каникул статистика использования гаджетов детьми увеличивается в разы, так как детки имеют больше свободного времени. При этом контроль взрослых в летнее время отсутствует. Это говорит о том, что обсуждение и обучение детей основам кибергигиены могут значительно снизить риски и помочь детям безопасно пользоваться интернетом. В конце концов, это вклад в здоровое и безопасное будущее наших детей", - уверена Альбина Рамазан.
Раушан Каримова, доктор психологических наук, врач-психоневролог и психолог-практик, поделилась своими наблюдениями.
"Большая часть детей уже зависима от интернета. Причем ВОЗ сегодня с тревогой говорит о "цифровом аутизме" и цифровой задержке развития. Если дети с года начинают требовать телефоны, то представьте, что происходит к подростковому возрасту. Проблема очень серьезная во всем мире. Кроме того, дети, которые сейчас проводят много времени в интернете, утратили навыки общения и выражаются односложными предложениями", — отмечает Каримова.
По словам специалиста, киберзависимость — это кибернаркомания, и никто добровольно отказаться от эффекта удовольствия не хочет. Дофамин, вырабатываемый в интернет-пространстве, захватывает настолько сильно, что человек не может сопротивляться.
Врач подчеркивает, что основным последствием интернет-зависимости является уход от реальности и истощение нервной системы, что в первую очередь приводит к нарушению сна.
"Чаще всего родители приводят ребенка на прием, когда у него появляется бессонница, он не может уснуть, а если и засыпает, то только с телефоном в руках. Другим тревожным признаком является потеря интереса к учебе. Дети шести-семи лет уже совершенно не хотят учиться. У них снижается чувство социальной ответственности, появляются реакции протеста. Некоторые начинают шантажировать родителей. Был у меня маленький пациент, который ставил ультиматум маме: если ты мне деньги не закинешь на телефон, в школу не пойду. А ему всего семь лет".
Эксперт считает, что необходимо на государственном уровне обеспечивать широкий доступ детей к внешкольным кружкам и спортивным секциям, особенно в летний период.
"Должно быть разнообразие детских центров по интересам, причем находиться они должны в шаговой доступности, а не за тридевять земель. Детей необходимо занимать спортом, музыкой, танцами, рисованием, живым общением, учить смотреть на мир шире. Если мы это не наладим, киберзависимость невозможно будет победить".
Уверена врач и в том, что социально не адаптированные дети более склонны к киберзависимости, так как они легковозбудимы, из-за чего страдает поведение.
Советы родителям
- Развитие родительского авторитета и контроль. Для детей до трех лет категорически не рекомендуется использование гаджетов. В возрасте от 3 до 5 лет время использования устройств должно быть ограничено до одного часа в день. Для детей 6-12 лет оптимальное время использования — до двух часов в день, с учетом учебных задач можно увеличить до трех часов. Подросткам 13-18 лет допустимо проводить за гаджетами три-четыре часа в день, при этом важно учитывать баланс между учебой и отдыхом.
- Семейные правила и альтернативные занятия. Вводите четкие семейные правила: никаких гаджетов во время еды, в машине и перед сном. Предлагайте альтернативные занятия: спорт, чтение, хобби, творческие проекты и сенсорное развитие. Общайтесь с детьми, будьте последовательны и обсуждайте их онлайн-активности, объясняя важность баланса. Один день в неделю можно объявить "днем без интернета" и провести его за семейным отдыхом, посещением парка, аттракционов, просмотром фильмов или выездом на природу.
- Безопасность и контроль. Для обеспечения безопасности используйте программы контроля и ограничения, антивирусы, блокирующие доступ к взрослому контенту, и просматривайте историю браузера и YouTube. Обучите детей создавать уникальные пароли для разных аккаунтов и регулярно напоминайте о защите персональных данных.
- Доверительные отношения. По мере взросления детей возрастает вероятность обхода стандартных методов контроля. Поэтому крайне важно строить доверительные отношения с ребенком и вовлекать его в реальные жизненные активности.
Автор Савченко Олеся
Источник tengrinews.kz