На первый взгляд, выбор цветов для светофоров может показаться случайным, но на самом деле он основан на научных и психологических причинах. Красный, жёлтый и зелёный — это не просто три разных цвета, а наиболее подходящие для эффективного регулирования движения, благодаря своим физическим свойствам и восприятию человеческим глазом. Выбор этих трех цветов имеет логичное основание, сообщает ixbt.com.
Фото: pixabay.com
Физические параметры цветов
Каждый цвет видимого спектра имеет свою длину волны, что напрямую влияет на его восприятие глазом человека. Красный, жёлтый и зелёный цвета были выбраны для светофоров именно на основе их физических характеристик, а именно длины волн, которые они излучают.
- Красный цвет — это цвет с самой длинной волной в видимой части спектра, приблизительно 620-750 нм. Длинные волны красного цвета делают его наиболее заметным издалека, что крайне важно для сигналов, которые должны быть видны водителям заблаговременно. Благодаря этому, красный сигнал можно заметить даже в условиях плохой видимости, например, в тумане или дожде. Именно из-за этих свойств красный цвет используется для предупреждения об опасности или запрета движения. В светофорах красный цвет ассоциируется с командой «Стоп», подчеркивая серьёзность сигнала.
- Жёлтый цвет находится в промежутке между красным и зелёным, его длина волны составляет около 570-590 нм. Желтый свет воспринимается как сигнал предупреждения или ожидания. Водители должны подготовиться к изменению сигнала, поскольку жёлтый цвет ассоциируется с необходимостью проявления повышенной осторожности. Его длина волны короче, чем у красного, но длиннее, чем у зеленого, что делает его достаточно заметным, но не столь агрессивным как красный. Оранжевый цвет, который также имел потенциальное применение, оказался слишком схожим с красным по восприятию, поэтому выбор пал на жёлтый.
- Зелёный цвет имеет длину волны около 495-570 нм и находится в диапазоне, где глаз человека воспринимает цветовой спектр наиболее чётко. Это связано с особенностями зрительной системы человека, которая наиболее чувствительна к свету зелёного диапазона. Зеленый свет говорит нам о том, что можно начинать движение, и выбран этот цвет в основном из-за его нейтральности и ясности восприятия.
Психологическое восприятие цветов светофора человеком
Кроме физических параметров, выбор этих цветов также основан на их психологическом воздействии на человека. Люди интуитивно реагируют на цвета, и этот фактор был учтен при создании системы светофоров.
- Красный цвет ассоциируется с опасностью и тревогой. В течение многих веков красный использовался в культуре и природе как сигнал «Стоп» или «Осторожно». Например, красный цвет крови или огня исторически вызывал у человека чувство угрозы. Это делает его идеальным для использования в сигналах, требующих остановки или внимания к опасности.
- Жёлтый цвет вызывает ассоциации с необходимостью сосредоточить внимание. Он не столь «агрессивен», как красный, но все же привлекает внимание. В природе жёлтый цвет часто используется для предупреждения об угрозе, например, у насекомых или ядовитых растений. В светофорах этот цвет играет роль промежуточного сигнала, предостерегающего водителей о скором изменении ситуации на дороге.
- Зелёный цвет в психологии часто ассоциируется с безопасностью и спокойствием. Его выбор для разрешающего сигнала основан на том, что он вызывает у людей меньше стресса и тревоги по сравнению с другими спектрами цветов. Зеленый цвет часто воспринимается как символ природы, гармонии и мира, именно это делает его максимально подходящим для сигнала «Движение разрешено».
Исторические и технические причины выбора
Первые экземпляры появились в 19 веке, и в то время уже использовался красный цвет для сигнала «Стоп». В железнодорожной системе также применялись подобные цветовые коды, где красный означал опасность, зелёный — безопасность, а жёлтый — предупреждение о предстоящей опасности. Эта система была перенесена в дорожные светофоры, так как она оказалась эффективной для регулирования движения.
Технически, использование этих трёх цветов также обусловлено тем, что они легко воспроизводятся с помощью ламп накаливания и современных светодиодов, которые доминируют в конструкции светофоров.
Если немного углубиться в этот вопрос, то мы узнаем что история появления сегодняшнего варианта светофора сложна и трагична. Прообраз устройства возник в Лондоне, шел 19-й век, вторая его половина. Изначально для регулировки были внедрены семафоры, они уже применялись на ЖД. Эти механизмы подавали сигналы днём с помощью механических рычагов, а ночью — с использованием газового фонаря. Но первая попытка внедрения светофора оказалась неудачной. Газовый фонарь взорвался, что повлекло за собой серьёзные травмы сотрудника, обслуживавшего светофор.
Источник: pxhere.com
Следующий шаг в развитии устройства произошёл в 20-м веке с появлением электричества. Оно позволило создать безопасные и автоматические светофоры, которые не нуждались в постоянном обслуживании человеком. Одновременно с этим начался массовый рост использования автомобилей в Европе и Америке, что сделало регулировку движения на дороге необходимым аспектом.
Интересно, что развитие устройств в разных государствах шло своим путём. Так, в СССР светофоры появились только в далеком 1930 году, но это почти на 10 лет позже, чем в Америке и странах Европы. Первые советские светофоры начали функционировать в Москве и Санкт-Петербурге (Ленинграде), при этом с самого начала следовали международным стандартам выбора красного, жёлтого и зелёного цветов.
В период восстановления после Второй мировой войны возникла необходимость в международной стандартизации для повышения безопасности и упрощения международного передвижения. Набор красного, жёлтого и зелёного цвета стал общепринятым, что позволило создать единые правила дорожного движения во многих странах.
Логика расположения цветов в светофорах также играет важную роль. Красный сигнал всегда находится наверху, так как он должен быть заметен издалека и привлекать максимальное внимание. Зелёный располагается внизу, как сигнал для движения, а жёлтый — в середине, что обеспечивает плавный переход от остановки к движению. Конечно, сейчас с появлением дорожных арок с большой высотой, светофоры могут располагаться горизонтально и любой из горящих сигналов будет виден издалека, но такие арки есть не везде и на длинных трассах нашей необъятной страны, как и в других странах, пока что преобладают именно вертикальные светофоры.
Автор: pxhere.com Источник: pxhere.com
Альтернативы и их неэффективность
Некоторые могут задаться вопросом: почему не использовать другие цвета, например синий или фиолетовый? Ответ кроется в ограничениях человеческого зрения. Синий и фиолетовый цвета имеют более короткие волны (380-495 нм), что делает их менее заметными для человека, особенно в условиях яркого дневного света. Кроме того, они могут вызывать большее напряжение глаз и сложнее различаться на больших расстояниях.
Кроме того, использование других цветов могло бы вызвать путаницу. Цветовые ассоциации с красным, жёлтым и зелёным настолько укоренились в сознании людей, что введение других цветов стало бы неэффективным и потенциально опасным для дорожного движения.
Заключение
Избрание красного, жёлтого и зелёного цветов для оповещения сигналов светофора — это результат многовекового опыта, научных изысканий и психологического анализа. Эти варианты цветов обладают физическими и психологическими характеристиками, которые позволяют им быть идеальными вариантами для подачи сигналов участникам движения на дороге. Они эффективно передают информацию водителям, создавая порядок на дорогах. Данные цвета идеально выполняют свои функции, обеспечивая безопасность и чёткость дорожных сигналов во всём мире.
Источник ixbt.com