Поставки некоторых видов сырья на мировой рынок критически зависят всего от нескольких стран, доля которых позволяет говорить практически о монополии. Смогут ли они упрочить свое положение в условиях торговой войны, либо, наоборот, сложившаяся ситуация станет для них потерей рынка и откроет окно возможностей для новых игроков,сообщает forbes.ru.

Фото Getty Images

Фото: Getty Images

В начале апреля президент США Дональд Трамп ввел для большинства стран импортные пошлины в размере 10% и дополнительные — от 11% до 50% (до 146% для Китая). Спустя пару недель Трамп поручил министру торговли Говарду Латнику провести расследование на предмет необходимости введения новых пошлин на импорт важнейших полезных ископаемых. Латник должен сообщить президенту о своих выводах в течение 180 дней.

Так как критические для США виды сырья не попали под действие пошлин, а сами пошлины были отложены на 90 дней для всех стран, за исключением Китая, объемы производства и экспорта редких, редкоземельных и некоторых цветных металлов вряд ли пострадают, во всяком случае в текущем году, полагает ведущий аналитик инвестиционной компании «Велес Капитал» Василий Данилов.

Тихие монополии

По данным Геологической службы США (USGS), в 2024 году именно Китай занимал доминирующую роль практически по всем видам производимого в мире минерального сырья, но не он единственный: ряд стран занимают практически монопольную позицию, но лишь единицы уже являются ключевыми поставщиками для США. Например, по добыче хрома, используемого в качестве износоустойчивых покрытий для металлических изделий и добавки для получения особо прочных сталей, по оценкам USGS, на первом месте в 2024 году находилась ЮАР — на ее долю пришлось 45% (21 млн т).

США в прошлом году импортировали 500 000 т хрома в пересчете на металл в виде руды, различных хромсодержащих соединений и сплавов, металлического хрома и экспортировали 160 000 т. Из ЮАР Соединенные Штаты импортировали 96% потребленного металла, содержавшегося в руде и концентратах, и 25% чистого металлического хрома. Добычу хрома в США USGS не раскрывает. Ранее руды и концентраты ввозились беспошлинно, на феррохром, в зависимости от содержания в нем углерода, пошлина составляла 1,9–10% таможенной стоимости, на металл, лом и отходы — 3%. ЮАР еще и лидер по добыче платины, которая используется в основном в производстве автомобильных катализаторов для очистки выхлопных газов. На ее долю пришлось 71% мировых объемов (120 т из 170 т). Потребление платины в США в прошлом году составило 71 т. Импорт составил 72 т, из которых 45% поставила ЮАР. Платина в США ввозится беспошлинно.

Собеседники редакции полагают, что торговая война США может дать шанс странам-поставщикам сырья занять новые для них рынки. Введение Трампом пошлин явно окажет влияние на экспорт критического сырья из Китая, тогда как остальные государства-производители их негативного воздействия не почувствуют, сказал Forbes независимый аналитик Леонид Хазанов. «Скорее наоборот: после многолетнего доминирования КНР на сырьевом рынке для них откроется окно возможностей, — полагает он. — И в результате они смогут увеличить свои доли в структуре импорта критического сырья США до более весомых значений, чем сейчас».

По никелю, используемому в основном в производстве нержавеющей стали, в 2024 году лидировала Индонезия, на долю которой пришлось 59% мировой добычи в пересчете на металл — 2,2 млн т из 3,7 млн т. О роли Индонезии на мировом рынке никеля ранее писал Forbes. USGS оценивает потребление никеля в США в 2024 году в 180 000 т и импорт — в 140 000 т. При этом USGS не включает Индонезию в список основных стран-поставщиков никеля. По данным службы, в прошлом году США получали первичный металл главным образом из Канады — 46%, Норвегии — 11%, Австралии — 8% и Бразилии — 6%. Бывший премьер-министр Канады Джастин Трюдо предупредил, что, вводя пошлины, США затрудняют себе доступ к поставкам канадских ресурсов, в числе которых и никель.

В производстве кобальта, применяемого главным образом для легирования стали, в прошлом году лидировала Демократическая Республика Конго, на долю которой пришлось 76% мировой добычи этого металла — 220 000 т. В США, по оценке USGS, собственное производство кобальта в прошлом году составило 2300 т, а потребление оценивалось в 8000–8500 т, импорт — в 11 000 т, экспорт — в 4500 т. Металлический кобальт, его оксиды и соли в США поставляли Норвегия — 27%, Финляндия — 17%, Япония — 14%, Канада — 13%. Руды, концентраты, лом, отходы кобальта и необработанный металл могли ввозиться беспошлинно, но на соединения кобальта распространялась пошлина в 0,1–4,2%, а на продукцию с содержанием кобальта — 3,7%. Конго также является главным добытчиком редкого металла тантала, используемого при изготовлении сверхпрочных сплавов. На долю Конго пришлось 42% его добычи — 880 т из 2100 т. В США потребление тантала составило 770 т, импорт — 1300 т, экспорт — 480 т. Ключевым поставщиком хрома в США был Китай — 43% чистого металла и порошков. Другими поставщиками были Германия (27%), Казахстан (15%) и Таиланд (5%). Главным же поставщиком танталовых руд и концентратов была Австралия (58%), а доля Конго составила лишь 12%. Руды, концентраты, лом и отходы, содержащие тантал, могли ввозиться в США беспошлинно, необработанный металл и его сплавы облагались пошлиной в 2,5%, а изделия с использованием тантала — в 4,4%.

Не хлебом единым

В сегменте сельскохозяйственных товаров на мировом рынке есть свои монополисты. «Введение пошлин в 10% на импорт ключевых сельскохозяйственных товаров в 2025 году окажет существенное влияние на американский рынок, — уверен независимый эксперт в сфере частных инвестиций Руслан Пичугин. — Это важно, поскольку США остаются крупнейшим потребителем кофе, апельсинового сока и какао, при этом продолжая зависеть от импорта этих продуктов». На долю Кот д’Ивуара, по оценкам Министерства сельского хозяйства США, приходится порядка трети мирового производства какао-бобов. По оценке Пичугина, в апреле 2025 года общий объем импорта какао-бобов в США составил $1,1 млрд, основными поставщиками стали Эквадор ($420,7 млн), Кот-д'Ивуар ($332,9 млн) и Доминиканская Республика ($135,8 млн). Введение 10%-ных пошлин неизбежно увеличит стоимость шоколада на 10–15%, уверен Пичугин. «В прошлом же году США импортировали 198 000 т какао-бобов на общую сумму $1,135 млрд, — добавляет партнер по развитию бизнеса консалтинговой компании Neo Альбина Корягина. — Основными поставщиками на американский рынок были Кот-д'Ивуар (81 500 т), Эквадор (52 900 т), Гана (31 200 т) и Доминикана (18 600 т). В сумме эти страны обеспечили 93% всех поставок какао-бобов в США. Причем Гана и Кот-д'Ивуар являлись поставщиками относительно недорогих бобов (цена $4,1–4,2 за килограмм), а Эквадор и Доминикана — премиальных, по $7,4–8 за килограмм».

Бразилия является мировым лидером по выращиванию кофе. В сезоне 2024/25 (июль-июнь) страна, как ожидается, произведет 3,98 млн т кофе, что соответствует 38% мирового производства. В 2024 году США импортировали 14,76 млн т кофейных зерен, отмечает Корягина. «Основной поставщик — Бразилия — поставила 4,54 млн т (30,7% всего импорта), Колумбия — 2,7 млн т (18,3%) и Вьетнам — 969 000 т (6,6%), — уточняет она. — Колумбия поставляла самый дорогой кофе — в среднем по $5,6 за килограмм, Бразилия — это средний ценовой диапазон — $4,4, и Вьетнам был поставщиком дешевых сортов (робусты) за $3,8». Бразилия поставляла кофе в США по программе Generalized System of Preferences (GSP), то есть с минимальной или нулевой пошлиной, Колумбия участвовала в программе Andean Trade Promotion and Drug Eradication Act (ATPDEA), предоставляющей особый режим пошлин на сельскохозяйственные товары, добавляет Корягина.

«После введенных новых пошлин Бразилия и Колумбия будут поставлять кофе на американский рынок с пошлиной в размере 10%, у Вьетнама теперь самая высокая пошлина среди поставщиков, которая составляет 46%, — говорит она. — Колумбия еще достаточно легко отделалась, ведь в январе 2025 года возникла угроза 25%-ных пошлин из-за миграционного спора, но после уступок Колумбии санкции отменили, и теперь эти 10% воспринимаются как благо».

По словам Корягиной, американские импортеры ищут альтернативы, но Бразилия и Индонезия не могут полностью заменить вьетнамскую робусту, поэтому основной удар придется на нижний ценовой сегмент, где рост цен будет наиболее значительным.

Авторы Алекс Будрис,Алена Белая

Источник forbes.ru


Популярные новости