По словам Андрея Гордиенко, спрос на качественные торговые площади в отдельных городах Казахстана в среднем может превышать предложение в 2,5 раза , сообщает кapital.kz.
В Казахстане «крайне не хватает качественных торговых площадей», поэтому наступила эпоха арендодателей в части требований к арендаторам. Об этом на форуме Business Retail Kazakhstan в Алматы заявил эксперт в области управления, аренды и продажи недвижимости Андрей Гордиенко .
«Во время девальвации, начале пандемии была эпоха арендаторов, они могли получить максимально льготные условия по аренде от торговых центров. Сейчас же появились листы ожидания в ТРЦ на одну локацию в очереди стоят до 3 арендаторов… В настоящее время спрос на качественные торговые площади в Казахстане в среднем превышает предложение в 2,5 раза», - подчеркнул Андрей Гордиенко.
Он привел в пример данные Index GLA, которые отражают площадь качественных площадей на 1 тыс. населения города или региона. Первое место по этому показателю заняла Астана с индексом 570 квадратных метров, за столицей расположились Актау (560) и Алматы (440). Далее следуют Усть-Каменогорск, у которого Index GLA составляет 412, Караганда – 368 и Кызылорда – 270. «В столице показатель индекса не дотягивает до международного стандарта, но, тем не менее, он самый высокий в Казахстане. Поэтому там розничный рынок растет немного быстрее, чем в других регионах», - заметил эксперт.
Алматы, по его словам, до сих пор остается одним из самых привлекательных городов для розничных сетей. «В мегаполисе можно разместить еще один городской торговый центр и до пяти районных, несмотря на то, что на Кульджинском тракте в этом году откроется один ТРЦ», - заметил Андрей Гордиенко.
Эксперт также сравнил объем рынка торговой недвижимости за 23 года. «В начале 2000-х рынок ТРЦ в Алматы только зарождался. В тот период 100% розничного оборота приходилось на барахолки. Сейчас же, несмотря на то, что розничный рынок вырос более чем в два раза, все еще не хватает качественных торговых площадей. Оценочно 60% розничного оборота по-прежнему приходится на базары и барахолки», - пояснил Андрей Гордиенко.
На форуме эксперт пояснил, что ТРЦ выбирают арендаторов по нескольким критериям, но предпочитают бренды, которые в перспективе могут стать сетью.
«Также арендаторы должны обеспечивать высокий товарооборот, бесперебойное обновление коллекций, постоянно работать над интересным оформлением своих витрин. Рассмотрим некоторые пункты подробнее. В 2022-2023 годах в связи с мировой ситуацией мы наблюдали перебои с поставками одежды и других товаров. Поэтому у многих локальных сетей возникали сложности с поставками определенных коллекций. Мой совет арендаторам – чтобы этого избежать, вы можете привлекать байеров, которые могут обновлять коллекции без опозданий. Еще один совет предпринимателям – старайтесь не заходить в зону скидок на свои товары в такой период – это очень опасно», - подчеркнул Андрей Гордиенко.
Оформление витрины также важный фактор, отметил эксперт. «Часто слышу на переговорах от наших локальных ретейлеров мнение о том, что они сделают витрину как у ZARA, не генерируя свои идеи по оформлению витрины. Сейчас покупатели настолько требовательны, что им нужно «визуально продать свой магазин». Например, в некоторых туристических странах витрины могут крутиться, сверкать. Не нужно бояться того, что потенциальный покупатель испугается (дорогого оформления - Ред.), чтобы этого избежать, на витрине можно разместить манекены в одежде с указанием цен на нее. Так потенциальный покупатель увидит, что магазин не «премиум» класса», - напомнил эксперт.
Арендаторы к ТРЦ предъявляют также определенные требования. Андрей Гордиенко выделил главные из них. «Локация. Желательно, чтобы ТРЦ был размещен в густонаселенном районе, где проживает не менее 30 тыс. человек в радиусе 1,5 километра от торгового центра. Также важна площадь здания», - подчеркнул Андрей Гордиенко.
Автор Автор Анна Видянова
Источник kapital.kz