«Яндекс» уже не тот. Если мы считали, что до войны у компании была цель улучшить мир с помощью технологий, то сейчас это под вопросом , сообщает forbes.kz.

Фото Снимок крупным планом знака такси на желтой машине на улице

Фото: freepik.com

Более того, у «Яндекса» есть некоторые вопросы с точки зрения этики. Тем более одним из самых прибыльных направлений деятельности корпорации является служба такси.

«Яндекс.Такси» — настоящий монополист, из-за этого возникает множество проблем. «Яндекс» совершает около 1,2 миллиона поездок по Казахстану каждый рабочий день, это 80% всех поездок. Давайте рассмотрим рынок такси с разных сторон и определим формулу создания успешной службы такси в Казахстане.

Зачем Казахстану свой агрегатор такси?

Отметим основные причины открытия службы такси в Казахстане.

«Яндекс» — абсолютный монополист на рынке такси. Занимает 80% рынка такси в черте города. Есть мелкие игроки, такие как inDriver, Enrive, Aparu, Region, но их денежная доля — лишь капля в море. Крупнейшими рынками такси являются мегаполисы Алматы, Астана, Шымкент и Караганда, где доминирует Яндекс. Поэтому «Яндекс» комфортно чувствует себя монополистом. Часть проблем проистекает из этой основной проблемы (высокие цены, высокие комиссии, плохое обслуживание). Поэтому регулировать «Яндекс» необходимо либо как монополию, то есть вмешиваться в ценообразование бизнеса, либо создавать условия для появления сильных конкурентов.

Рынок такси огромен. «Яндекс.Такси» совершает в среднем 1,2 миллиона поездок в рабочий день, комиссия «Яндекса» здесь составляет 15-18% от стоимости поездки. По моему личному счету, «Яндекс» зарабатывает более 200 миллионов в год только на такси в Казахстане (здесь я говорю не о полном обороте, а только о доходах бизнеса, то есть комиссии). В Интернете есть интервью с генеральным директором «Яндекс.Такси» в Казахстане. Исходя из этого, их чистая прибыль составляет от 6% до 10% от стоимости поездки. Таким образом, российский «Яндекс» будет зарабатывать не менее $80 млн в год (лично мое мнение — не менее половины выручки — около $100 млн — будет считаться прибылью). Если бы на рынке такси существовала отечественная компания-монополист, все эти деньги оставались бы в стране и работали на экономику страны.

Много денег поступает в карманы страны, которая убивает народ другой страны. Вот здесь и возникает главный этический вопрос для «Яндекса». До войны «Яндекс» имел безупречную репутацию технологического гиганта, охватывающего все СНГ. Но когда началась война, все изменилось: основатель покинул компанию, а к власти пришли новые инвесторы, близкие к Путину, которые поддерживают его политику или войну.

Рынок такси не легализован как таковой. Сколько времени прошло. Однако ни наши власти, ни «Яндекс.Такси» не смогли легализовать большой рынок водителей. Таксопарки работают нелегально, водители не платят налоги. В связи с этим в министерствах не обсуждаются инициативы, но ни одна из них не реализована.

Наши персональные данные отправляются в Россию. С 1 сентября 2023 года у ФСБ появится круглосуточный удаленный доступ к информационным системам и базам данных служб заказа такси, включенных в реестр организаторов распространения информации.

«Яндекс» уже отправил эти данные в ФСБ и силовиков, но теперь собирается сделать их официальными. Учитывая, что Россия агрессивна по отношению к своим соседям, последствия такой ситуации могут быть серьезными.

Выход на рынок еще одного зарубежного таксомоторного гиганта проблему не решит. Какие службы такси могут составить конкуренцию «Яндексу»? Давайте подумаем об этом. Uber продал свою долю «Яндексу» и ушел с рынка. У Болта на это недостаточно денег. Остается только Didi, китайская компания. Давайте представим, что он выйдет на наш рынок и заберет нашу долю на нем. Что могут сказать люди? «Все деньги ушли в карманы россиян и китайцев», — говорят они. В любом случае он будет недоволен. Если бы такую ​​службу такси, например, «Каспий» добавить и превратить в монополию, вопросов больше ни у кого не возникнет.

Внутренняя служба такси станет драйвером роста для технологических компаний. Прослеживается четкая тенденция: страны, где появились услуги такси, считаются технологически развитыми странами:

  • Uber, Lyft — США
  • Диди — это Китай.
  • Яндекс, inDrive — Россия
  • Гетт — Израиль

Итак, из этого мы видим, что в этих странах сконцентрированы глобальные технологические компании (раньше в эту категорию входили Беларусь и Россия, сейчас их нет). Не знаю, является ли это причиной или следствием, но успешное внедрение службы такси в стране показывает высокий уровень развития технологий и технологического сектора в стране. Соответственно, это делает страну привлекательной для иностранных инвестиций. Иметь сильную службу такси = иметь лучшие ИТ в стране.

Что будет, если «Яндекс.Такси» станет монополистом?

Обсуждая с людьми вопрос такси в Казахстане, я услышал, что большинство людей подтверждают, что конкурировать с Яндексом очень сложно, иначе это бесполезная жизнь без перспектив (80% случаев). Отсюда мы понимаем, что некоторые люди просто смиряются с ситуацией и даже не видят возможности конкурировать.

Что будет, если «Яндекс» останется монополистом в Казахстане в течение десяти лет? Давайте подумаем об этом. Начнем с самых страшных последствий:

  • Наша экономика потеряет много денег. Давайте посчитаем, сейчас «Яндекс» только на такси зарабатывает $200 млн, и забирает из них как минимум половину. Стоит отметить, что «Яндекс.Такси» продолжает расти, например, рост поездок в 2022 году составил 50%. Учитывая, что «Яндекс» постоянно повышает цены, а также наличие инфляции и рост услуг такси, можно предположить, что компания вырастет как минимум в три раза в течение десяти лет. Если рассматривать арифметическую прогрессию на ближайшие десять лет, то общая сумма доходов составит почти 4 миллиарда долларов. Половина из них, то есть $2 млрд, попадет в карманы «Яндекса» (как минимум).
  • Огромная сумма как таковая не легализована и не облагается налогом. За десять лет при выручке в $4 млрд их оборот составит $27 млрд, а доходы водителей и таксопарков — около $23 млрд. Из этой суммы сборы за автопарк (в среднем 4%) составляют 920 миллионов долларов и (благодаря схемам таксопарков) облагаются минимальным налогом или вообще не облагаются налогом. А оставшаяся часть, то есть $22,08 млрд, вообще не облагается налогом.
  • Люди продолжат страдать от неконтролируемых цен, жалоб не станет меньше, а Яндекс-такси продолжат пользоваться. Причина – монополия.
  • Водители начнут жаловаться, могут выйти на митинги, но продолжат работать в «Яндекс.Такси». Причина – монополия.
  • У «Яндекса» нет стимула улучшать свои сервисы, потому что нет конкуренции и нет государственного требования. Я не думаю, что качество обслуживания улучшится через десять лет.
  • Данные о казахстанцах продолжат загружаться на российские серверы и в базу данных российских спецслужб. Через десять лет они будут знать о нас больше, чем следовало бы знать.
  • «Яндекс» может попасть под санкции, а это значит, что есть прогноз блокировки в AppStore и Google Play. В этом случае к сервису не смогут присоединиться новые водители, их могут быть тысячи.
  • Также «Яндекс» сейчас активно привлекает ИТ-специалистов с нашего рынка, что приводит к ослаблению наших отечественных ИТ-компаний. Я думаю, что эта тенденция сохранится и усилится.

Что касается положительных результатов, то они таковы:

  • По прогнозу, можно сказать, что «Яндекс» за десять лет заплатит около $600–800 млн налогов.
  • Люди будут продолжать пользоваться сервисом. Водители продолжат зарабатывать деньги.
  • «Яндекс» часть своих доходов вкладывает в рынок, что, конечно, хорошо.

Хочется верить, что сервис «Яндекс» улучшит жизнь людей, инвестируя в Казахстан. Но правда в другом: «Яндексу» плевать на Казахстан, мы для них чужая страна и чужой народ (это нормально). Например, «Яндекс» установил партнерские отношения со всеми ведущими техническими университетами России и активно инвестирует в российское образование (САД, научные проекты, гранты, конкурсы и т. д.). Делает ли Казахстан что-нибудь для повышения уровня образования? Нет конечно. Все их действия проистекают из желания «потушить пожар». Если хотите понять мою мысль, спросите, что делают для нашей страны Тимур Турлов и «Свобода», Арсен Томский и «ИнДрайв».

Фото: © Данияр Асылбек

Какие есть способы победить «Яндекс.Такси»?

Теперь рассмотрим, какие возможны способы обыграть «Яндекс». Сейчас «Яндекс.Такси» занимает 80% рынка Казахстана и в двадцать раз опережает общий рынок. Задача новой службы такси будет заключаться в том, чтобы снизить эту тенденцию отставания, то есть участвовать в гонке с минимальным отрывом. Для него необходимы следующие компоненты:

Сильная команда с соответствующим опытом. Это одна из первых и самых важных вещей (как говорит Джим Коллинз, сначала кто, потом что). Для написания алгоритмов нужны сильные инженеры, умеющие строить сложные высоконагруженные системы, математики-алгоритмы. Вам нужно нанять тысячи водителей и найти людей с опытом управления ими. Одним словом, вам нужна отличная профессиональная команда, ориентированная на долгосрочную работу. Важно отметить, что это важная составляющая успеха, без которой остальные составляющие бесполезны.
Такси и технологии доставки. Для реализации проекта нужны хорошие технологии (или хорошее понимание того, как их делать). Алгоритмы маршрутизации, картографические сервисы, сложные алгоритмы распределения и т. д. б. должен.
Наличие уникальной стратегии и конкурентного преимущества. Без этого всякая конкуренция сокращает бюджет и кажется бесперспективной.
Большая финансовая экосистема. Новый бизнес с льготным кредитованием, льготными условиями эквайринга и льготного лизинга (при наличии) и т.д. б. помогать
База пользователей. Основным преимуществом будет большая база пользователей (скажем, из суперприложения). Затем их можно превратить в пользователей такси. Здесь также приходит на ум Caspi, который мог бы получить первоначальный импульс за счет преобразования своей пользовательской базы в пользователей такси.
Долгосрочные инвестиции. Деньги нужны большие и на длительный срок (лет пять). Все называют невообразимую сумму: «конкуренция с Яндексом» требует 100-200 миллионов долларов. Я частично согласен с такой условной суммой инвестиций в проект, но лучше посчитать финансовую модель. Деловые детали должны быть тщательно продуманы.
Государственная поддержка. Государственная поддержка в виде субсидий и других льгот дает новой компании конкурентное преимущество.
Важно понимать, что все эти составляющие не гарантируют успех, а лишь увеличивают вероятность успеха. А доход можно определить как увеличение доли рынка. Для достижения этой цели необходимо решить следующие проблемы:

Создайте сильную команду. После вышесказанного, допустим, он у вас есть.
Создайте парапарный продукт с помощью «Яндекса». «Яндекс» потратил много денег и создал действительно отличный продукт. Это установило высокую планку для нового игрока на рынке.
Привлекайте водителей. Это одна из самых сложных задач при организации службы такси. «Яндекс» вложил много денег в водителей и таксопарки. Отсутствие драйверов в сервисе беспокоит пользователей.
Привлекайте пользователей. Это самый очевидный момент. Если предыдущие пункты решены, то решить эту задачу очень легко.

Почему другие не добились успеха?

Давайте посмотрим на историю отказов других служб такси.

1. Didi оказалась под сильным давлением со стороны Коммунистической партии Китая, в результате чего они решили свернуть свой бизнес в странах СНГ и Африки. По мнению многих, Диди проиграла соревнование. Но в принципе это не так.

2. Болт открылся в марте 2019 года, еще до пандемии. Само собой, он был в шоке, сократил свои инвестиции и полностью закрыл бизнес. Причина – неудачное время.

3. В 2017 году после небольшой конкуренции Uber решил объединиться с «Яндексом» и стать совместным предприятием: Uber получил 37%, «Яндекс» — 59%, остальное — менеджмент. «Яндекс» получил больше, потому что больше вложил в СП и взял на себя управление. В том же году был уволен основатель Uber Трэвис Калланик, а компания столкнулась с серией скандалов. На мой взгляд, эта сделка – победа Uber, то есть отличный результат, не нужно тратить много денег на конкуренцию и заниматься операционным процессом.

Есть ли успешные прецеденты победы местного игрока над топ-лидером?

  • Grab обогнал Uber и стал доминировать в Юго-Восточной Азии.
  • Ройек также обошел Uber в Индонезии.
  • Компания Careem, базирующаяся в Дубае, также вытеснила Uber с рынка, вынудив Uber купить Careem за 3 миллиарда долларов.

Каковы тенденции на рынке такси?

Недавно Uber объявил о своей первой прибыли в своем квартальном отчете (второй квартал 2023 года), и это очень важный сигнал для рынка. Теперь вечно неэффективная модель такси покажется привлекательной глобальным инвесторам, поскольку Uber является бесспорным эталоном такси во всем мире. С другой стороны, рынок такси ждут два фундаментальных изменения.

1. Во-первых, это электромобили. Эта тенденция уже известна, например, в Uber заявили, что к 2040 году 100% всех поездок по миру будут совершаться на электромобилях.

2. С момента появления компьютерного зрения и глубокого обучения в 2016–2017 годах об этом говорят все, но беспилотных автомобилей у нас до сих пор нет. Но такая революция возможна в ближайшее время благодаря Tesla, заявил Илон Маск в интервью, что компания планирует выйти на рынок такси с беспилотными автомобилями. Маск даже предсказал, что в следующем году тысячи автомобилей Tesla в США станут полностью автономными, что, в свою очередь, станет технологической революцией, сравнимой с моментом ChatGPT. Учитывая достижения в области искусственного интеллекта, шансы на это, конечно, высоки. В этом случае рынок такси ждут большие преобразования и потрясения. Миллионы таксистов по всему миру могут потерять работу. Однако я не думаю, что это произойдет в ближайшее время, потому что рынок сначала должен перейти на электромобили с существующим и необходимым оборудованием, и только потом в эти автомобили можно будет внедрить искусственный интеллект.

В этой статье я постарался дать комплексное представление о рынке такси Казахстана. Я перечислил все плюсы и минусы запуска конкурента Яндекса. Я отметил последствия сохранения монополии «Такси» «Яндекса», а также наметил пути победы над таким гигантом. Я хочу, чтобы читатель, в свою очередь, взвесил все за и против и убедился, что Казахстан достоин своей службы такси. Теперь осталось только реализовать это.

Источник forbes.kz