Эксперты склоняются к тому, что происходящее рано называть девальвацией, но тенге все же ослаб основательно. И ослабление не может не сказаться на бизнесе и нашей покупательской способности. Редакция digitalbusiness.kz узнала у представительниц сфер туризма, развлечений и здравоохранения, что может подорожать в ближайшее время и какие товары и услуги зависят от курса валют.
Фото: Катерина Малама
«Значительная часть стоимости билета может зависеть от валютного курса»
Из чего складывается стоимость билета на ивенты? Разобраться в ценообразовании нам помогла СЕО Freedom Ticketon Виктория Торгунакова. На ценник влияют несколько ключевых факторов — гонорары артистов, авиаперелеты и логистика, организационные расходы, налоги и аренда. И почти все привязано к курсу валют.
— Гонорары артистов часто выражены в валюте, что делает их чувствительными к колебаниям курса. Влияние гонораров в том числе усиливается условиями контрактов, по которым часть суммы выплачивают незадолго до даты мероприятия. Таким образом, организатор должен быть готов к тому, что за период продаж (обычно это полугодичный срок) курс может значительно измениться. Авиабилеты на международные рейсы также зависят от курса валют. Зачастую организаторы стараются сэкономить, приобретая невозвратные билеты, либо оставляют покупку билетов на самый последний момент.
В организационные расходы входят техническое обеспечение и реклама. Если техника арендуется у местных поставщиков, то это в меньшей степени влияет на конечную себестоимость, но при международных контрактах такого избежать удается редко. Что касается рекламы, то, как мы знаем, вся digital—реклама тарифицируется в долларах и при запуске таргетированных объявлений в системах META, Google Ads тарификация вырастает автоматически.
Стоимость аренды площадки фиксируется заранее, но в случаях резких колебаний курса каждый предприниматель — даже в бизнесе, не зависящем напрямую от курса — считает своим долгом использовать подходящий момент для повышения тарифов на общей волне. Таким образом, значительная часть стоимости билета может зависеть от валютного курса, особенно в случае с международными звездами. Finance DB | Девальвация глазами бизнеса: что ждет туризм, медицину и сферу развлечений в Казахстане
«Люди стали более избирательными в своих тратах»
СЕО Freedom Ticketon отмечает: ослабление тенге уже начало сказываться на развлекательной индустрии.
— Организаторы, планировавшие туры артистов на будущий год, чуть замедлились с выходом в анонсы, так как проводят обновленную калькуляцию финансовой модели проектов, наблюдают за поведением рынка и пока не рискуют подписывать обязующие их контракты.
Поведение клиентов пока изменилось незначительно. Спрос продолжает нарастать инерционно, как в любой предновогодний период прошлых лет. Но в случае, если курс тенге продолжит свое движение вниз, это однозначно отразится на более аккуратном подходе граждан к потреблению. Декабрь традиционно пиковый месяц для индустрии развлечений. Пока заметен устойчивый спрос, но люди стали более избирательными в своих тратах.
Такая статья расходов как «развлечения» всегда в зоне риска при тревожных инфляционных ожиданиях. Как один из вариантов — спрос на международные события может снизиться из-за повышения цен. И люди будут искать взамен более доступные формы досуга — кино, театры, выступления местных артистов.
«Подорожание билетов неизбежно»
Виктория Торгунакова не исключает негативного влияния курса на развлекательную индустрию в 2025 году. По ее мнению, ивент-отрасль может столкнуться с рядом трудностей.
— Подорожание билетов неизбежно, особенно на международные мероприятия. Если кто-то планировал пойти на уже анонсированного артиста, рекомендую приобрести билеты уже сейчас, так как организаторы имеют право пересмотреть цены ближе к дате события.
Планирование визитов иностранных звезд становится сложнее, так как бюджетирование требует учета значительных валютных рисков. Из положительного — организацией приезда больших звезд будут заниматься более крупные, финансово стабильные компании. А промоутеры, работающие на привлеченные деньги, скорее всего, будут отказываться от рискованных проектов. Возможно и смещение спроса — вероятно, местные артисты станут более востребованными благодаря их относительной доступности.
Freedom Ticketon продолжает активную работу над присутствием в Центральной Азии. Стратегия компания сейчас направлена на то, чтобы развиваться в долгосрочной перспективе и бороться с экономическими вызовами. Такой подход позволяет достигать разных целей одновременно.
- Диверсифицировать риски. Рынки с более стабильной валютой сглаживают влияние девальвации.
- Привлекать международную аудиторию к артистам, приезжающим в Казахстан и в любой другой город ЦА. Так увеличивается общий доход компании.
- Обмениваться опытом. Укрепление партнерских связей с другими странами помогает внедрять новые форматы и подходы в организации мероприятий.
- Предложение туровых историй в адрес самих артистов дает больше шансов на снижение ставки гонораров и экономии в масштабах проекта.
«Растущий курс всегда не в радость для туризма»
Работа туристического агентства, отмечает Анара Жандарбаева, это, в первую очередь, работа с людьми. Будучи директором агентства «Салон горящих путевок Астана», она делает особый акцент на важности коммуникаций и стремлении превзойти все ожидания клиента. Коммуникациям, конечно, девальвация не страшна, но глобально работа турагентства от и до привязана к экономической повестке.
— Маршруты, которые строим, порой бывают не самыми стандартными по системе «все включено». Учитывая пожелания туриста, формируется и стоимость туров. Нередко авторские маршруты рассчитываются в индивидуальном порядке (стандартные тарифы авиаперевозчиков, трансферы, стоимость проживания и питания). Безусловно мы зависим от экономических, политических и другого ряда значимых событий в мире. В первую очередь, конечно, от курса доллара и евро.
Растущий курс всегда не в радость для нашей сферы. Кто-то не сможет себе позволить Мальдивы, а кто-то Египет или билеты до соседнего города на самолет. Качество жизни людей в целом падает — и, в первую очередь, страдает туризм, так как люди начинают себя ограничивать. Однако есть и небольшая часть таких туристов, которым не страшно ничего — ни дефолт, ни политическая нестабильность в мире.
Смелостью перед лицом девальвации похвастается далеко не каждый. Вот и турагентства должны уметь маневрировать, а туроператоры не отстают от них, изобретая маркетинговые уловки.
— Чтобы турагентству не столкнуться с сильным кризисом, нужно быть бухгалтером в своих же делах, так как сфера полностью зависит от курса валют. Но помимо знаний нужен холодный расчет и чутье, чтобы избежать кассовых разрывов, которые бывают неизбежными даже для гигантов туризма.
Справиться стараются и туроператоры. Они, формируя пакет цен на туристические услуги (авиабилеты, наземное обслуживание и прочее) имеют, соответственно, «туристический курс». Он выше плюс-минус на 5-10 условных единиц от курса Национального банка. Чтобы компенсировать резкие скачки курса, чаще всего туроператоры предлагают для турагентств и их туристов выгодные предложения в виде горящих туров, хорошие скидки на проживание в отеле, экскурсии в подарок. Нередко устраивают конкурсы среди менеджеров по туризму, мотивируя их ценными призами. Finance DB | Девальвация глазами бизнеса: что ждет туризм, медицину и сферу развлечений в Казахстане
«Девальвация опережает темпы повышения тарифов, поэтому то, что покрывает государство, не соответствует реальным расходам»
Путешествия и развлечения украшают нашу жизнь, но в кризис их точно не назовешь базовыми потребностями. А вот без медицины никуда. И здравоохранению тоже приходится несладко в период девальвации и кризисов. Представительница крупной медицинской клиники в Казахстане, которая отвечает в своей работе в том числе за продажи, тоже поделилась с нами собственными ожиданиями и прогнозами.
— Ослабление тенге скажется на нас не очень хорошо. Дело в том, что все клиники зависят от ГОБМП — гарантированного объема медицинской помощи и ОСМС — обязательного медицинского страхования. Вне зависимости от того, сколько мы оказываем платных услуг, основной доход организации всегда идет от ГОБМП и ОСМС. Но за последние несколько лет тарифы поднимались максимум на 3% примерно, а вот девальвация эти темпы опережает, поэтому то, что нам покрывает государство, не соответствует реальным расходам.
Объясню на теоретическом примере. Государство считает тарифы на медуслуги, то есть сколько в среднем затрачивается на ту или иную операцию. Например, некая операция, по мнению государства, стоит 200 тыс. тенге. Клиника выполняет обозначенную операцию и получает 200 тыс. тенге — и этот тариф много лет остается неизменным. Соответственно, в финансовом смысле больница может выполнить операцию либо в плюс, либо в минус для себя. Допустим, ушло меньше расходников вроде салфеток или лекарств, переливание крови не понадобилось, пациент восстановился быстро, осложнений не было — в таком случае больница может остаться в плюсе, потратив, например, 150 тыс. тенге на пролеченный случай. В противном случае можно уйти в минус. Но ситуация такова, что тарифы много лет не меняются, поэтому сейчас достаточно простого удорожания медицинских товаров, чтобы постоянно работать в минус. Поэтому девальвация или даже ослабление тенге сразу же сказываются на нашей работе.
«При каждом ослаблении тенге медицинская техника дорожает»
Наша собеседница из сферы здравоохранения рассказала, какие конкретно товары дорожают сильнее всего, когда экономика переживает не лучшие времена.
«В основном у нас все привозное. Есть пара казахстанских заводов, но «тяжелая техника», как МРТ, КТ, ангиографы, УЗИ-аппараты, поступает из-за рубежа. Тут очевидно, что при каждом ослаблении тенге техника дорожает. Кроме того, казахстанские медицинские организации не могут работать напрямую с заводами-производителями. Это проблема, с которой сталкиваются все. Но есть официальные дистрибьюторы, которые «накидывают» свой процент — и он, конечно, тоже пропорционально вырастает.
С лекарствами еще интереснее, потому что есть СК-Фармация, которая утверждает перечень лекарственных средств и перечень поставщиков, поэтому в подобном вопросе у клиник еще больше руки завязаны. Все проходит через тендер, но почти всегда это одни и те же поставщики, которые диктуют цену. У нас и ранее были проблемы с поставками — из-за антироссийских санкций. Теперь же, думаю, стоимость доставки и самих лекарств вырастет еще сильнее.
Автор Катерина Мостовая
Источник digitalbusiness.kz