За последние 20 лет мировые рынки капитала, технологические инновации и рост новых потребительских рынков во всем мире привели к созданию массовых корпоративных платформ в сфере сырьевых товаров, финансов, информационных технологий, розничной торговли. Масштаб таких объектов, как Google, Facebook, Walmart и GE, сделали их платформами, не привязанными к какому-либо конкретному региону: они действуют на мировом рынке.

 

Но сейчас они рискуют ощутить на себе давление, которое повлияет на их стратегию развития на мировом рынке.

 

Активы американских корпораций за рубежом

Во-первых, налоговая реформа и ряд протекционистских мер, которые намерен провести Трамп, могут вызвать ответные меры других стран, прежде всего Китая. Это может повысить затраты и снизить прибыль международных компаний по всем направлениям.

 

Во-вторых, правительства пытаются вмешиваться, чтобы иметь возможность регулировать платформы мировых компаний, таких как Uber и Airbnb. Трамп заставляет даже действующих информационных гигантов (Apple, Google, Amazon и Facebook) репатриировать примерно $1,5 трлн, выведенных в офшор, Европа судится с монополиями по вопросу политики конфиденциальности и возможности бесплатного переиздания новостей, Китай ужесточает местные требования к сохранению данных.

 

Дальше судьба таких платформ окажется гораздо тяжелее. Вопреки преобладающему мнению о том, что глобальные компании Америки испытают на себе давление Белого дома, возможности, представленные глобальными рынками, заставят их "адаптироваться к местности" повсюду, чтобы только получить и закрепить свое место на рынке согласно своим внутренним потребностям. Uber является примером такой вечной адаптации.

 

В Китае крупнейший оператор заказа такси Didi Chuxing провел поглощение китайского подразделения Uber. Последнее было вынуждено пойти на эти меры, чтобы остановить свои потери и привлечь капитал для глобальных инвестиций.

 

Региональные требования и нормативы в отношении хранения данных оказывают значительное влияние, и мировые технологические компании вынуждены будут уступать требованиям иностранных государств по таким вопросам, как исходный код или хостинг большего объема данных внутри страны. Учитывая, что Amazon и Microsoft конкурируют за рынок на мировом уровне, степень их соответствия нормативным требованиям может определить победу на каждом поле боя.

 

Америка поздно подошла к новой политике моделирования промышленного ландшафта, в которой развивающиеся рынки становятся все более изощренными игроками. Торговля Трампа и нормативные предложения предполагают гораздо более агрессивное перетягивание каната в вопросах глобальных производственно-сбытовых целей. Учитывая, что Трамп намерен вернуть производство обратно в США, крупные экспортные рынки, от которых зависят выручки и прибыли этих компаний, будут использовать нетарифные барьеры, чтобы гарантировать, что то, что продается на их рынках, чаще всего производится на их территории.

 

Действительно, кампания #MakeInIndia заставила крупнейшего оборонного подрядчика Америки Lockheed Martin уйти в совместные предприятия, чтобы получить выгодные контракты. Также была поднята планка для Apple, которая должна предоставить разрешение на открытие флагманских магазинов в стране. Китайская Xiaomi и индийская MicroMaх набирают вес по всей Азии. Так что в отношении азиатских целей будьте уверены: скоро западные компании будут стремиться стать частью китайских и индийских цепочек поставок, а не наоборот.

 

Есть и другие последствия более фрагментированного нормативно-правового регулирования. После того как Конгресс США не смог обновить устав Экспортно-импортного банка в 2015 г., GE вывел несколько сотен рабочих мест по производству турбин во Францию, получив одобрение регулирующих органов на разделение мощностей.

 

Компании могут также быть мотивированы более прогрессивной или экспериментальной нормативно-правовой базой. Domino’s Pizza, например, начала тестировать воздушную доставку пиццы за счет дронов в Новой Зеландии в партнерстве с оператором дронов Flirtey. Эти две американские компании сфокусировали внимание на семи американских рынках с более благоприятными условиями.

 

Развивающиеся рынки также находят способы поломать многонациональное трансфертное ценообразование так же яро, как конгресс и регуляторы США стремятся расправиться с инверсиями. От Индии до Индонезии правительства увеличили аудиты, подняли налоги на прирост капитала и требуют от каждой страны отчеты от прибыли и налоговых поступлениях в целях укрепления местного присутствия. Почти во всех случаях компании соблюдали сохранение доступа к быстрорастущим рынкам. В сущности, принимающие правительства хотят, чтобы иностранные инвесторы действовали как частные инвестиционные компании, которые капитализируют местные компании и работают в рамках совместных предприятий.

 

В конечном счете фрагментированное регулирование подразумевает перевод мировых компаний в новые управления и операционные структуры. Одна из возможных моделей - компания, организованная в качестве дочерних сетей, независимых, локально зарегистрированных, частных партнерских структур. Мы вступаем в важный этап, где выбор регуляторов будет определять географию бизнеса и характер инновации, а не наличие технологий и таланта.

 

Выбор, который мы сделаем в течение ближайших нескольких лет, изменит не только структуру мирового бизнеса, но и конкурентоспособность целых народов.

 

 

Источник: "Вести.Экономика"