В студии в гостях председатель правления «Astana innovations» Олжас Сартаев. Олжас, здравствуйте.

А.Олжабаева: В вашем понимании, что значит "умный" город, "умный" район?

О.Сартаев: Мы объехали много городов, много стран, нет единого понятия, что такое Smart City. Для корейцев Smart City это одно, для американцев что-то другое, для европейцев это немножко третье да. Одну из ключевых ролей здесь играет цифровизация, то есть цифровые технологии, информационные технологии, это раз. Второе - все эти решения так или иначе должны приводить к эффективности, к повышению качества жизни горожан. На одном из международных форумов один из модераторов обратился ко всем спикерам и спрашивает: «Вы все знаете, что такой умный город, а не умный город тогда какой?». Вопрос немножко глуповат, но тем не менее я ответил, что умный человек использует ограниченные ресурсы в своем распоряжении на увеличение своего благосостояния, то есть у каждого города есть определенное количество ресурсов, нельзя Астану сравнивать с Москвой, у Москвы, к примеру в десять раз больше ресурсов. Или Астану с Бишкеком, у Бишкека чуть поменьше, чем у Астаны. Но тем не менее, если Астана использует свои ресурсы эффективно, для повышения благосостояния своих горожан, это город умный. Понятно, что без цифровизации об эффективности говорить не придется.

А.Олжабаева: Один из таких проектов - проект «Сергек». Скажите про этапы, как все это происходило? Как вы сами относитесь к этой программе, я так понимаю вы автовладелец и ездите на машине.

О.Сартаев: Вопрос установки видеокамер для безопасности горожан стоит давно, с 2011-2012 г. С того времени технологии не стояли на месте. На сегодняшний день технологии помогли Астане реализовать это проект. Как он реализовывался? Это первый в Казахстане проект ГЧП в сфере информационной безопасности и информационных технологий, это раз. Проект полностью реализован за счёт частных инвестиций. Проект реализовывается акиматом города Астаны , в лице управлением по инвестиции и развитию - это наш госпартнер №1. Госпартнер № 2 – это «Astana innovations», мы как технический партнер мониторим за проектом, следим чтобы все было правильно. Какие результаты достигнуты на сегодня по проекту «Сергек»? Проект до конца еще не реализован, к середине этого года мы планируем сдачу этого проекта в эксплуатацию. Но тем не менее, за последний год у нас количество ДТП в Астане снизилось на 20%, количество раненных в результате ДТП уменьшилось на 15%, количество смертных исходов уменьшилось на 50%. Считаем, что это очень серьезный показатель. Умный город не может быть умным, если горожане не чувствуют себя безопасно. Безопасность прежде всего. Вы представьте себе, будут бомбы взрываться, люди будут себя чувствовать в небезопасности, этим людям будет не до комфорта. Поэтому акиматом было принято решение начинать именно с безопасности.

А.Олжабаева: Вот сейчас есть категория людей, которые не нарушают правила дорожного движения только ради того, чтобы к ним не приходили уведомления о наличии штрафа. Вы лично до внедрения камер нарушали правила?

О.Сартаев: Все мы люди, да и всегда есть соблазн проехать быстрее, проект «Сергек» он действительно дисциплинировал людей.

А.Олжабаева: Вас в том числе?

О.Сартаев: И меня в том числе, я же тоже человек.

А.Олжабаева: То есть до проекта «Сергек» вы могли позволить себе нарушить правила дорожного движения, а сейчас уже нет?

О.Сартаев: Как появились камеры «Сергек», я стал меньше за рулем ездить, понимаете, да? Сейчас желание меньше ездить. Знаете, возвращаясь к дисциплине, мы проанализировали все города и возможно это мое субъективное мнение, я считаю, что мы немножко разбалованные. Штрафы, за такие нарушения не такие жесткие, как в других городах. Я посмотрел в Гонконге, мой один товарищ там жил, и он нарушил пару раз движение - его посадили в административную тюрьму, СИЗО. Понятно, что у Казахстана свой уникальный путь, но тем не менее дисциплина нужна в первую очередь для обеспечения безопасности людей.

А.Олжабаева: Камеры «Сергек» расположены в разных частях города, но проект «умный» район реализуется сейчас в определенном месте, скажите почему выбрали именно правый берег столицы?

О.Сартаев: Мы посмотрели опыт ведущих больших городов, в частности нам понравилась Барселона, они выбрали небольшой участок, район на территории города и начали приглашать технологические компании для тестирования определенных технических решений. Протестировать, посмотреть те технологии, которые зарекомендуют себя, понравятся жителям, докажут свою жизнеспособность, те технологии, которые масштабировались. Тем технологиям, вендорам оказывалась государственная поддержка. Мы посмотрели, как мы видим умный город, умный город это же не только установили камеры или домофоны умные, счетчики, это все хорошо, но для комфорта жителей нужно еще 2 компонента. Это экологические и урбанистические решения. У нас старая застройка Астаны, вот выходишь из подъезда и сразу же упираешься в проезжую часть, ребенка отпускаешь на улицу погулять и переживешь не стукнет ли его машина. Поэтому мы запустили проект «Умный район» совместно с центром урбанистики и акиматом района «Байконур», так как это касается всех жителей. И сказали, какие у нас есть технологические решения, какие урбанистические и какие решения по экологии, при этом бюджетных средств мы тут не тратим, все за счет частных инвестиций. На сегодняшний день мы реализовали порядка 20 решений, такие как видеокамеры, видеодомофоны, умные счетчики, это умная остановка с цифровым дэшбордом и т.д. Если касается экологии, то это раздельный сбор мусора. Также по инициативе центра урбанистики приглашен специалист по социальным технологиям, который вовлекает жителей к решению проблем их района. Как в принципе делается во всем мире - вовлекают жителей. Может быть там 90% пенсионеров живут, которым не нужна игровая площадка? Или, наоборот, больше детей, которые хотели бы площадку на самом деле чуть побольше, чуть повыше и так далее, то есть в такие вопросы жителей обязательно нужно вовлекать. Потом, в тех местах, где житель лично участвует в построении, он будет за этими местами следить, чтобы никто ничего не поломал. «Умный город» должен фокусироваться именно на жителе, на человеке.

А.Олжабаева: Данный проект внедряете в основном на правом берегу. Почему именно этот район выбрали?

О.Сартаев: Умный район — это такая живая лаборатория, тестовая площадка, если можно так назвать. Реализовали разные решения, технологии и смотрим как оно принялось/не принялось, и как это дальше можно масштабировать в других частях города, в других районах. Если бы мы это сделали на левом берегу, где-то в новом квартале да, понятно там все хорошо, все предусмотрено, в принципе там много делать ничего не надо. Как вы этот опыт перенесете на правый берег, на старую часть города? Это как бы нереально. Но если вы что-то сделали на правом берегу, в старой части города, то это в принципе можно легко масштабировать и в других частях города, а также и в новой части города, проблем нет. Второе, почему именно тот район? Мы хотели бы, чтобы не совсем было далеко от развитой части города, чтобы были какие-то хорошие логистические соединения, доступность.

А.Олжабаева: Некий мостик.

О.Сартаев: Да, это будет некий мостик. Три, почему именно на правом берегу, жители часто критиковали городские структуры, что мы делаем на левом берегу для себя, но это не так. Мы получаем определённую критику в каком плане, например в соседнем доме поставили домофон, а мне не поставили. Но опять же повторюсь, это все делается за счет частных инвестиций, и я не могу, условно говоря, заставить инвестора насильно оборудовать все дома, это же тоже средства, бюджет. Мы тестируем, в определенных домах протестировали. Сейчас акиматы занимаются благоустройством, поэтому потихоньку мы двигаемся.

А.Олжабаева: Скажите, а сколько было вложено частных инвестиций?

О.Сартаев: На сегодняшний день объем частных инвестиций я оцениваю в районе 180 миллионов тенге.

А.Олжабаева: Каких проектов/разработок ждать казахстанцам в 2019 году?

О.Сартаев: Мы продолжаем наш проект по большим данным, мы интегрировали порядка 60 баз данных. На сегодняшний день мы видим все дома, мы около 80% оцифровали, то есть жилой фонд нами оцифрован. Мы видим сколько людей там проживает, кто нами оцифрован. Мы видим людей, понятно, что это все обезличено будет: сколько людей проживает, какого возраста, где эти люди работают, где они учатся. Что это нам дает? Мы на карте можем определить, где не хватает в пешей доступности медицинских центров, где не хватает больниц, поликлиник, мы управлению здравоохранения эту информацию передаем. Тоже самое мы видим, где не хватает в пешей доступности школ. Интересно, мы посмотрели на карте, где дети живут и где дети учатся. Порядка 70-80% наших детей учатся не там, где живут. Это говорит о дополнительной нагрузке на дорожную инфраструктуру. Я не сужу сейчас, хорошо это или плохо. Исходя из этих данных, мы видим, какие оптимальные автобусные маршруты могли бы быть, исходя из того, где люди работают, где живут, где учатся. В микрорайоне «Жастар» мы сделали такой облет с дронами, вот поэтому сейчас тоже эту работу продолжаем, на эту карту положим все данные. Думаем сделать тепловизионную съемку. Посмотрим, как у нас в разрезе по домам потребление тепла, потребление электричества, воды. Все это мы посмотрим.

А.Олжабаева: Это получается, что если мы возьмем пятиэтажный дом, люди жалуются на слабый напор воды, соответственно сбор информации будет произведен для того, чтобы видеть инофрмацию по потреблению воды?

О.Сартаев: Нет, вот смотрите, вы видите на карте два абсолютно одинаковых дома с примерно одинаковым количеством жителей, примерно одного года постройки. Но один дом потребляет, я условно говорю, 1000 Гкал, а второй дом потребляет 200 Гкал. Это о чем говорит?

А.Олжабаева: То, что в первом доме в основном живут те, кто сидит дома, например матери с детьми, студенты, пенсионеры, а во втором те, кто дома бывает реже?

О.Сартаев: Возможно, а возможно кто-то просто ворует. Понимаете, да? А возможно, где-то дырявая труба и тепло уходит. Поэтому, когда у вас есть данные, вы на основе этих данных можете проверить. По крайней мере вы свои ресурсы направите на устранение этой проблемы, которая подтверждена данными. И когда эта аналитика будет проведена по всему городу, в масштабах города, я считаю, что это экономия серьезных средств.

А.Олжабаева: Госорганы могут получить эти данные?

О.Сартаев: Каждый в рамках своей компетенции. Это теплотранзит, это коммунальные предприятия, те, кому необходимы эти данные, эти данные получают.

А.Олжабаева: Какой-то проект планируется запустить в ближайшее время?

О.Сартаев: Мы продолжаем развивать наше мобильное приложение «Smart Astana», на сегодняшний день у нас порядка 170 тысяч скачиваний, там есть три направления, которые мы развиваем: это городские государственные услуги, информация по деятельности наших городских служб, через мобильное приложение «Smart Astana» вы можете получить уведомления, к примеру, что школы не работают, о движении общественного транспорта, а также есть развлекательный контент. Те данные, которые есть у города, мы этими данными делимся в нашем мобильном приложении.

А.Олжабаева: Приложение бесплатное?

О.Сартаев: Нет, приложение для пользования абсолютно бесплатное, но там будет некоторый сервис, к примеру, доставка еды, понятное дело это стороннее приложение, это не мы. Но это не мы берем, а сторонняя организация. Недавно мы запустили услугу по проверке больничных листов. Через мобильное приложение вы сканируете QR-код. Если раньше каким-то образом можно было подделать, то теперь работодатель может через мобильное приложение, отсканировав QR-код, может проверить.

А.Олжабаева: На всех справках будут QR-коды?

О.Сартаев: В перспективе будет на всех. Вы можете через мобильное приложение дать оценку врачу, т.е. вы пошли в поликлинику, выходите, на двери у них есть QR-код, вы его сканируете и говорите «мне этот врач понравился» или «врач отвратительный». Сейчас дополнительная мотивация врачам, чтобы они обслуживали хорошо.

А.Олжабаева: Планируете расширять перечень, чтобы казахстанцы могли оценивать не только врачей, но и участковых и полицейских?

О.Сартаев: Мы начинаем с той сферы, где эффекта больше, поэтому, одна из первых услуг, которые мы включили в мобильное приложение – это запись на прием к врачу. В 17-ом году этой услугой воспользовались в целом, 1,5 млн. раз. По участковым мы подумаем. Почему бы и нет. Можно.

А.Олжабаева: Олжас, спасибо за интервью! Желаем дальнейших успехов и реализации всех ваших планов!

Источник BNews online