Каждые $100 млн субсидирования казахстанских компаний-экспортеров наращивают экспорт страны на $1,5-2 млрд

Анализ международного опыта, проведенный разработчиками программы «Национальная экспортная стратегия Казахстана» на 2018-2022 годы, показывает, что в среднем по миру повышение бюджета организаций по продвижению экспорта на 1% ведет к росту экспорта на 0,078%. То есть один вложенный доллар США приносит $15 экспорта.

На сегодня в Казахстане для наращивания отечественного экспортного потенциала министерство национальной экономики предлагает субсидировать процентные ставки экспортеров. Отечественные экспортно ориентированные компании ждут дополнения в Предпринимательский кодекс страны о введении механизма субсидирования ставки вознаграждения при финансировании экспортных операций.

Предложение актуально для отечественных компаний-экспортеров еще и тем, что при выходе на международные рынки действуют положения консенсуса ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) по экспортному кредитованию, который предусматривает предоставление финансирования не ниже ставки CIRR (минимальная официальная ставка по экспортным кредитам в странах ОЭСР). Но в сравнении с CIRR ставки казахстанских банков второго уровня являются высокими, что делает финансирование дорогим для экспортных операций, а казахстанскую продукцию и услуги неконкурентоспособными.

Каждые $100 млн субсидирования казахстанских компаний-экспортеров, делится расчетами старший партнер консалтинговой компании CSI Олжас Кудайбергенов, помогут нарастить отечественный несырьевой экспорт на $1,5-2 млрд. При этом нехватка финансирования приводит к таким последствиям, как недостаточность оборотных средств и объема производства. К тому же сложность получения финансирования означает затягивание сроков и увеличение издержек в производственных проектах. Как результат, при должном финансировании казахстанских производителей несырьевой экспорт был в 5-10 раз больше, чем сейчас.

«На сегодня отечественным компаниям-экспортерам помогают через разные инструменты, в том числе и через финансирование сделки по экспорту продукции. Но так как зачастую финансирование основано на внутренних ставках кредитования, а они намного выше зарубежных, то встает вопрос о приведении их в соответствие со сложившимся на внешних рынках уровнем. Сам инструмент (механизм субсидирования ставки вознаграждения при финансировании экспортных операций с обеспечением страховой защиты от риска неплатежей при внешнеторговых операциях. – Авт.) считаю необходимым для отечественных экспортеров. Все страны помогают своим экспортно ориентированным компаниям в объеме от 1% до 5% ВВП. В том числе через финансирование сделки по экспорту продукции», -  отмечает Олжас Кудайбергенов. 

 

Внутренние ставки кредитования, которые в Казахстане в сравнении со странами СНГ действительно в разы выше, делают конечную ставку для заказчика компании-экспортера неконкурентной в сравнении, например, со ставками российских и белорусских компаний. То есть если они могут предоставить товар в пакете с кредитом под 6-7% годовых, то казахстанские компании только под 11-13%. Многие потенциальные заказчики отечественных экспортеров отказываются от таких условий.

«Нашим экспортерам доступны торговое и предэкспортное финансирование, страхование отсрочки платежа через инструменты АО «ЭСК «KazakhExport». При этом в России и Беларуси есть такие инструменты, как торговое финансирование через «РосЭксимбанк» и «БелЭксимбанк», которые предоставляют финансирование заказчика напрямую под низкие ставки. К сожалению, в Казахстане этого механизма - субсидирования ставки вознаграждения при финансировании экспортных операций с обеспечением страховой защиты от риска неплатежей при внешнеторговых операциях - нет. Но если в нашей стране будет введено и субсидирование, то отечественные экспортеры уйдут вперед в сравнении с конкурентами – производителями из России и Беларуси», - говорит Нуржан Стваев, заместитель генерального директора Alageum Electric.

На рынках СНГ, если говорить о категории товаров холдинга Alageum Electric, компания конкурирует с Россией, Беларусью, Узбекистаном, Китаем и производителями из стран Европы. Даже при имеющейся здесь жесткой конкуренции отечественный производитель трансформаторов демонстрирует рост экспорта за 1-е полугодие текущего года в сравнении с прошлым полугодием на 21%. Но если учесть, что заводы-конкуренты из России и Беларуси имеют субсидирование процентных ставок по торговому финансированию, а узбекские коллеги не выплачивают таможенные пошлины на ввозимые сырье и материалы, то отечественному производителю приходится реализовывать продукцию либо с минимальной маржой, либо вовсе по себестоимости. 

 

«То есть для наших конкурентов из России, Беларуси и Узбекистана государство создало условия, при которых они могут позволить себе снизить себестоимость продукции. И теперь представьте ситуацию: наша компания выходит на рынок СНГ, например, России, при условии, что мы изначально не можем отгрузить с отсрочкой платежа, потому что у российских и белорусских компаний ставки ниже, чем у нас, а здесь еще узбекский завод предлагает продукцию, у которого низкая себестоимость в сравнении с нашей. Мы не сдаемся и продолжаем завоевывать рынки, выигрывая в качестве и относительно не завышенной стоимостью. При этом наша невысокая цена только за счет того, что мы отгружаем товар почти по себестоимости», - рассказал Нуржан Стваев.


Существует и третья, но уже внутренняя проблема, с которой сталкиваются отечественные экспортеры: постоянные проверки и отклонения при возврате НДС от экспортной выручки. При этом весь имеющийся бюрократизм вынуждает компанию терять определенную часть финансовых средств на все сопутствующие процессы. Упрощение процедур по рассмотрению возврата НДС станет решением сложившейся проблемы для экспортеров.

Не зацикливаясь на имеющихся проблемах, холдинг Alageum Electric рассчитывает в ближайшей перспективе наращивать объемы экспорта своей продукции. На сегодня для этого компания имеет инженерно-технический потенциал, три высокотехнологичных и модернизированных завода и участвует в программе «Производительность 2020», благодаря которой она получила лизинговое финансирование на оборудование под 5% годовых через «БРК-лизинг». Кроме того, компания готовит профессиональные кадры, начиная со студенческой скамьи, и имеет свой R&D-офис, который постоянно работает в сфере инновационных решений.

«У российских заказчиков ранее было отношение к казахстанскому производителю трансформаторов, как к чему-то из советского наследия, заброшенного и давно обанкротившегося. Но мы провели несколько конференций-экскурсий для потенциальных и существующих компаньонов из стран СНГ,  на которых демонстрировали мощности наших заводов. Начиная с 1997 года мы модернизировали Кентауский и Уральский трансформаторные заводы. В текущем году запустили в эксплуатацию новый сверхмощный трансформаторный завод Asia Trafo в Шымкенте. Когда их посещали компании-заказчики, они были в восторге, потому что даже в странах Европы подобных заводов практически нет, не говоря уже о странах СНГ», - отмечает заместитель генерального директора холдинга Alageum Electric.


Желание продвигать товары на внешних рынках у казахстанских компаний-экспортеров огромное. В перспективе есть цель – покорить не только рынок СНГ, но и стран Европы. И здесь обязательно стоит учитывать международный опыт. К примеру, Южная Корея, которая не является сырьевой страной, экспортирует товары по всему миру. Страна взрастила такие компании, как Hyundai и Samsung, предоставив им все меры господдержки: от низких льготных кредитов до отмены пошлин и налоговых преференций. То есть на первых этапах, пока они получали господдержку, они смогли вырасти до уровня корпораций, которые сейчас более чем на 40% формируют ВВП Южной Кореи. То есть они не только вернули государству вложенные инвестиции, но и формируют госбюджет.

 

Источник: Kapital.kz