Недавняя инверсия кривой доходности в Соединенных Штатах – при условии, что процентная ставка по десятилетним государственным облигациям страны в настоящее время ниже, чем по краткосрочным, – вызвала опасения по поводу возможной рецессии в США в конце этого года или в 2020 году. Тем не менее, как ни парадоксально, спад в Америке может помочь улучшить двусторонние экономические отношения с Китаем и охладить обостряющийся торговый спор двух стран

Новейшая история дает основания для таких предсказаний. Да, рецессия в США, сокращая спрос на импорт, как правило, оказывает негативное влияние на страны с большим вкладом торговли в ВВП, в том числе на Китай. Однако в последние периоды спада США были более склонны сотрудничать с Китаем, чем обычно, чтобы попытаться ускорить восстановление.

Например, во время последней серьезной рецессии в США в 2008-10 годах Китай оказался единственной крупной экономикой, способной и желающей повысить мировой спрос. Отчасти из-за этого китайско-американские отношения улучшились, и США даже выступили за то, чтобы дать Китаю большее представительство в таких влиятельных организациях как Международный валютный фонд и «Большая двадцатка».

Аналогично, в середине 2001 года американо-китайские отношения были в упадке после столкновения самолета-разведчика США и китайского истребителя над Южно-Китайским морем, что привело к гибели китайского пилота и пленению американского экипажа. Но после терактов 11 сентября 2001 года экономические перспективы США внезапно ухудшились – и экономические связи между США и Китаем укрепились.

В отличие от своих предшественников, администрация президента США Дональда Трампа, возможно, вообще не склонна к международному сотрудничеству. Но, что примечательно, Трамп начал нынешнюю тарифную войну, когда экономика США несколько «перегрелась», отчасти в результате агрессивного снижения налогов, которое он протолкнул в Конгрессе в конце 2017 года. Трения с торговыми партнерами Америки, которые, по мнению многих экономистов, наносят ущерб как США, так и мировой экономике, возможно, в действительности помогают «охладить» экономику США. Но позиция Трампа в отношении Китая может смягчиться, если начнется рецессия.

Этой перспективе могут помешать два обстоятельства. Во-первых, не факт, что Китай сможет или захочет обеспечивать экономические стимулы. Отношение долга к ВВП у правительства Китая сегодня выше, чем десять лет назад, когда власти привели в действие пакет агрессивных стимулов для компенсации ослабления экспортного спроса в связи с глобальным финансовым кризисом. Этот факт, по-видимому, ограничивает для властей возможность проводить экспансионистскую фискальную политику в случае рецессии в США.

Несмотря на это, отношение долга к ВВП Китая все еще намного ниже, чем в большинстве других крупных экономик, и правительство в какой-то степени может прибегать к дополнительным финансовым стимулам при чрезвычайной экономической ситуации. Кроме того, хотя Народный банк Китая с осторожностью относится к произвольным инъекциям ликвидности, относительно высокий коэффициент резервирования, который НБК навязывает коммерческим банкам, предполагает, что при необходимости его ресурсы будут значительны.

Вторым фактором риска является снижение корпоративного налога в США в 2017 году, которое увеличивает торговый дефицит Америки с Китаем, нанося еще больший ущерб двусторонним отношениям.

Общий торговый дефицит Америки отражает дефицит национальных сбережений США по сравнению с инвестициями. Снижение налогов 2017 года, которое приведет к увеличению государственного долга США еще на 1-2 триллиона долларов в течение следующего десятилетия, уведет государственные сбережения в значительно больший «минус». Поскольку это вряд ли будет компенсировано сокращением национальных инвестиций или достаточно большим увеличением сбережений в частном секторе, снижение налогов содействует увеличению торгового дефицита США. Общий дефицит в этом году, по прогнозам, будет больше, чем в 2017 или 2018 году, и эта тенденция сохранится.

Это явно свидетельствует: торговый дефицит США с Китаем увеличится. Поскольку очевидно, что американские политики и большая часть средств массовой информации не осознают связь между снижением налогов Трампом и растущим дефицитом торгового баланса США, они, скорее всего, будут думать, что это китайцы занимаются каким-то вредительством. По этой причине я давно утверждал, что снижение налогов в США – существенное структурное препятствие для сокращения торгового дефицита Америки с Китаем (и со многими другими торговыми партнерами) и, следовательно, вероятный источник напряженности в ближайшие несколько лет.

Тем не менее, торговый дефицит США (как доля ВВП) обычно уменьшается по мере ослабления американской экономики, поскольку спрос на импорт также проявляет тенденцию к снижению. Поэтому рецессия в США может несколько смягчить негативное влияние снижения Трампом налогов на торговый дефицит.

Что еще более важно, китайское правительство само агрессивно снижало налоги с конца 2018 года, уменьшая НДС (с 17% до 16%, а затем до 13%), уменьшая ставку налога на прибыль корпораций и размер взносов в фонд социального страхования для нанимателей.

Поскольку эти недавние сокращения налогов вряд ли будут компенсированы уменьшением инвестиций или достаточно большим ростом частных сбережений, доля национальных сбережений в Китае, скорее всего, снизится. В результате, общий профицит торгового баланса страны, который отражает ее превышение сбережений над инвестициями, в 2020 году, вероятно, будет гораздо меньше и даже в течение одного-двух кварталов может превратиться в дефицит. Хотя в следующем году Китай почти наверняка будет иметь профицит торгового баланса с Америкой из-за эффекта от снижения налогов в США, дисбаланс будет намного меньше, чем было бы в противном случае.

Хотя рецессия в США – это плохая новость для мировой экономики с точки зрения канала прямого спроса, она может помочь нормализовать проблемные отношения между Америкой и Китаем. Если две крупнейшие экономики мира начнут лучше ладить друг с другом, предприятия и инвесторы повсюду вздохнут с облегчением. Это может «подсластить пилюлю» при очередной рецессии в США.

 

Источник: https://forbes.kz