«Я вижу много плюсов в формировании ЕАЭС. До пандемии часто приходилось летать в Москву. Раньше казахстанцев не особо приветливо встречали в аэропортах, нужно было скорее спешить встать на миграционный учет. Теперь временно пребывающие на территории России граждане Армении, Казахстана и Кыргызстана освобождены от обязанности постановки на миграционный учет в течение 30 дней», - заявил директор Института мировой экономики и международных отношений Акимжан Арупов, выступая на заседании экспертного клуба на тему «Новые направления интеграции: перспективы и возможные результаты».
Редакция приводит выдержку из выступления эксперта:«Мы обсуждаем деятельность ЕAЭС, подразумевая экономическую интеграцию. Возникает вопрос: может ли быть счастливым брак по расчету? Может, если расчет был верным.
С определенной мерой условности мы можем сказать, что ЕAЭС – это вроде такого брака.
Союз начал работать в 2015 году. До этого инициатива Нурсултана Назарбаева 1994 года обсуждалась, но реализация стопорилась. Все же изменившийся геополитический фон ускорил создание данной структуры.
В нашей дискуссии упоминалось ожидаемое вступление в Еврaзийский экономический союз Таджикистана.
Но в эту страну большую часть инвестиций вкладывает Китай. Именно с ним видит перспективы тесного экономического сотрудничества Таджикистан. Зачем ему отказываться от выгодных инвестиций, если пока непонятно, что страны ЕAЭС Таджикистану могут предложить?
Союз работает только шестой год. Сегодня кризис, и ситуация одна. Завтра цены на нефть поднимутся, и будет другая ситуация. Не стоит размениваться на текучку, необходимо смотреть в будущее более глубоко и стратегически.
Я вижу много плюсов в формировании ЕAЭС. До пандемии часто приходилось летать в Москву. Раньше казахстанцев не особо приветливо встречали в аэропортах, нужно было скорее спешить встать на миграционный учет. Теперь временно пребывающие на территории России граждане Армении, Казахстана и Кыргызстана освобождены от обязанности постановки на миграционный учет в течение 30 дней.
По вопросам одной из четырех свобод ЕAЭС, свободе передвижения товаров, мне достаточно часто приходится участвовать в разных форумах. Не раз разговаривал с руководством Евразийской экономической комиссии.
Действительно, Казахстан в определенный период демонстрировал слабость в переговорных процессах, но ситуация меняется. Цифровые инициативы и проекты ЕAЭС принято оценивать положительно».
В рамках союза сейчас обсуждается целый блок вопросов по введению и законодательному утверждению такого понятия, как «товар ЕAЭС». Есть вероятность, что производители товаров из Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России будут добавлять к маркировке «Сделано в ЕAЭС».
Идут споры об инфраструктуре, законодательной и нормативной базе, уровню ценообразования для такого рода товара.
Гуманитарное сотрудничество стоит рассматривать не отдельно, а как форму и явление экономических отношений. Да, идет огромный рост всемирного рынка образования. Уже после Второй Мировой войны образование начало превращаться в бизнес международного масштаба.
Сейчас международный рынок образовательных услуг фактически полностью сформировался, такие услуги стали объектами внешней торговли. Предметами, продаваемыми на новом рынке, выступают курсы по изучению языков, обучение иностранцев в школах, различные средства для повышения квалификации, в последнее время шире организуется дистанционное обучение.
Что касается статистики в ЕAЭС. Я сейчас принимаю участие в работе Сетевого финансового института. Это объединение, включающее несколько вузов из наших стран, созданое в целях организации сотрудничества в сфере образования и науки в области финансов, для кадрового и научного обеспечения эффективного сопряжения национальных финансовых систем в ЕAЭС.
Когда мы готовили один аналитический материал, обнаружили, что каждая страна строит свою статистику по-разному. Например, по Казахстану я нахожу открытые данные Национального банка РК. Беларусь дает данные Министерства промышленности и так далее. Об одних и тех же товарных потоках мы видим разные данные от разных ведомств, и с несовпадающими объемами.
Допустим, нацбанк должен обеспечить стабильность национальной валюты, бороться с инфляцией. Соответственно цифры подбираются таким образом, чтобы показать этот уровень.
Как будто девушки, выкладывающие свои фото в Инстаграм, когда хотят выделить что-то привлекательное в своей внешности и ретушируя ее недостатки. Но когда мы сравнили все эти разнообразные статистические данные, то увидели неожиданные цифры. По крайней мере, в 2018 - 2019 годах было усиление объемов взаимной торговли, несмотря на то, что по ценам пошли скачки. Поэтому в рамках ЕAЭС нам нужна единая методология статистики и единый подход к анализу процессов».
Источник stanradar.com