Беспокойство относительно доллара выросло с приходом пандемии.
В последние годы роль доллара США в мировой экономике становится все меньше. По данным МВФ, в течение четвертого квартала 2020 года доля резервов в долларах, хранящихся центральными банками, упала до 59% — самого низкого за последние 25 лет уровня. Доля «зеленого» будет сокращаться и дальше, поскольку развивающиеся страны стремятся к еще большей диверсификации валютного состава своих резервов.
Разговоры об уменьшении роли доллара и возможной потери им статуса мировой резервной валюты активизировались с приходом пандемии. Эксперты все больше критикуют реакцию американского центробанка на экономические последствия эпидемии.
Например, аналитики Goldman Sachs объясняют свою обеспокоенность судьбой «зеленого» массовыми денежными вливаниями ФРС в экономику, а также отказом ограничивать рост инфляции. Так, ФРС заявила, что будет терпеть инфляцию на уровне около 2%. Как известно, инфляция уменьшает проценты, выплачиваемые по облигациям, что делает их менее привлекательными для инвесторов.
Стэн Дракенмиллер считает, что доллар может потерять статус резервной валюты
Легендарный инвестор Стэн Дракенмиллер среди тех, кто критикует политику ФРС. В частности, он считает неудачным решение о ежемесячной покупке ипотечных облигаций на $40 млрд, несмотря на то, что рынок жилья быстро развивается, а предложение ограничено; о скупке ежемесячно $80 млрд казначейских портфелей, несмотря на то, что экономика растет быстрыми темпами.
Кроме того, покупка ценных бумаг Казначейства, продолжает он, дает Конгрессу зеленый свет для запуска еще одной многомиллионной программы расходов. Такая позиция на данном этапе восстановления экономики токсична и ведет к огромной нагрузки на обслуживание государственного долга. Это, по мнению Дракенмиллера, в конце концов приведет к девальвации доллара и потери им статуса мировой резервной валюты.
Статус доллара как резервной валюты приносит США определенные преимущества. Немалый спрос инвесторов во всем мире на владение деноминированными в долларах активами, такими как казначейские облигации, позволяет США брать займы у других стран по более низким ставкам. Поэтому снижение спроса на доллары поднимет стоимость заимствований. Вместе с тем подавляющее большинство мировых финансовых рынков — в частности, такие товары, как нефть, золото, неблагородные металлы и сельскохозяйственная продукция — оцениваются в долларах. Таким образом, американские инвесторы, предприятия и даже правительство значительно меньше подвержены валютным рискам, чем субъекты в других странах.
Юань может стать третьей резервной валютой
Если доллар потеряет статус мировой резервной валюты, процентные ставки, вероятно, возрастут, и это может ограничить государственные заимствования. Это, а также рост инфляции, приведет к увеличению расходов для потребителей и предприятий, например, повышение цены на сотовые телефоны, жилье, новое строительство и зарубежные каникулы.
В свете снижения роли доллара, аналитики говорят о росте роли юаня. В своем отчете Morgan Stanley прогнозирует: к 2030 году юань может вырасти с около 2% мировых резервных валютных активов до 5-10%. Это означает, что он может превысить иену и фунт, став третьей по величине резервной валютой в мире после евро. Такой прогноз не представляется нереальным, учитывая растущий объем трансграничных операций Китая, деноминированных в юанях.
В целом, крах доллара остается маловероятным, поскольку тот же Китай, а также другой мировой экспортер — Япония, считают США слишком важным заказчиком. И даже если Соединенным Штатам пришлось бы объявить дефолт по некоторым долговым обязательствам, весьма сомнительно, что мир позволил бы сильно обвалиться доллару со всеми вытекающими последствиями.
Автор Евгения Давыденко
Источник psm7.com