Рост цен на различные товары и услуги за последний год значительно ускорился. Помимо влияния мировой пандемии, значительную роль в данном процессе сыграло наличие сговора между производителями товаров и услуг.

Ценовой сговор – это неформальная договоренность компаний или других участников рынка о повышении или снижении цен с целью получения выгоды или преимуществ.

То есть часть компаний решает вместе изменить цены на товары и услуги, чтобы получить больше прибыли. При этом часто основания для роста цен может и не быть.

Проблема наличия ценового сговора может коснуться различных отраслей и сфер жизни населения.

Примеры ценового сговора

Ранее в Нурфин мы рассказывали о том, как наличие сговора на АЗС в Казахстане повлияло на подорожание бензина.

В результате этих действий наиболее популярная среди автовладельцев марка АИ-92 к маю 2021 года подорожала до 171,3 тенге за литр. Это на 12,8% дороже цен в мае 2020 года.

А бензин марки АИ-95/96 достиг цены в 192,1 тенге за литр. То есть годовой прирост стоимости составил 11,6%, а АИ-95 — до 209,6 тенге за литр и 9,5% годового роста соответственно.

Теперь, согласно сообщениям Агентства по защите и развитию конкуренции, подобный сговор был обнаружен на рынке строительных материалов.

Так, в Алматинской области производители, сговорившись, повысили цены на щебень. А в Мангистауской области накручивались цены на арматуру.

Напомним, что именно подорожание строительных материалов было названо одной из причин недоступности жилья в Казахстане.

Также подорожание яиц на 30% оказалось связано с наличием сговора производителей.

То есть недобросовестное поведение участников рынка приводит к тому, что население сталкивается с необоснованным ростом цен и несет большие расходы.

Как выявляется ценовой сговор

Согласно сообщению Агентства по защите и развитию конкуренции, существуют основные факторы, которые помогают выявить наличие ценового сговора на различных рынках.

Основной признак – беспричинное и одномоментное повышение цен несколькими участниками рынка.

Это выявляется на основе предварительной информации, предоставленной участниками рынков.

Также важным условием обнаружения нарушения является доля заговорщиков в их экономической нише.

Например, если минимальная доля каждого участника на рынке равна 5%, а совокупная доля потенциальных участников сговора – 35%, то это указывает на факт наличия нарушения.

То есть закон работает в отношении крупных субъектов рынков, оказывающих влияние на формирование цен.

Среди индикаторов наличия сговора обычно отмечаются:

  • одновременное повышение цен участниками рынка без увеличения затрат,
  • различные переписки и соглашения,
  • совместные или или заявления от объединений и так далее.

Эти факторы могут прямо или косвенно указывать на ценовой сговор. Конечную оценку данным факторам дает суд.

После обнаружения факта сговора компаниям отправляется уведомление о наличии признаков нарушения. Им выделяется 30-дневный срок на устранение нарушений – то есть на снижение цен.

Если условия не выполняются и компании отказываются снизить цены, то инициируется расследование.

Автор Марк Захаров

Источник nur.kz