20-я годовщина вступления Китая во Всемирную торговую организацию 11 декабря снова высветила давние дебаты о том, насколько хорошо Китай выполняет свои обязательства перед ВТО, и способствует ли какое-либо отклонение от своих обязательств его экономическому росту.
Это обсуждение влияет на взгляды многих стран на то, следует ли строить нынешнюю глобальную торговую систему или разрушать.
Бывший президент США Дональд Трамп стремился свергнуть ВТО, вывести из строя ее систему разрешения споров и развязав торговые войны, которые этот орган признал незаконными. А его преемник Джо Байден пока мало что сделал для улучшения работы ВТО. Соединенные Штаты заявляют, что Китай регулярно нарушает свои обязательства перед ВТО и что этот орган неэффективен для изменения поведения Китая. Но данные не подтверждают такие утверждения, и неправильное представление, созданное этим рассказом, вредит глобальной торговой системе.
Безусловно, в китайской экономике по-прежнему существует много перекосов. Например, у Китая есть промышленная политика в области судостроения, которая существует уже полтора десятилетия. Благодаря многочисленным субсидиям на землепользование, стоимости капитала, производства и инвестиций на общую сумму около 540 млрд юаней (85 млрд долларов) Китай из незначительного игрока в отрасли превратился в крупнейшего в мире экспортера коммерческих судов.
Многие как в США, так и в Китае, похоже, считают это быстрое увеличение доли рынка признаком успеха промышленной политики Китая (хотя США считают, что это несправедливый способ содействия экономическому росту). Но чтобы оценить его влияние на рост Китая, нам также необходимо знать альтернативную стоимость субсидий и побочный эффект от наличия крупной судостроительной отрасли. Согласно отличной статье Панле Джиа Барвик, Мирто Калупсиди и Нахима Бин Захура за 2019 год, политика субсидирования дала китайским верфям дополнительную прибыль в размере около 100 миллиардов юаней, а китайским судовладельцам - еще 18 миллиардов юаней.
Но эти выгоды составляют менее половины стоимости субсидии. И хотя надежной оценки побочного эффекта нет, можно предположить, что это 100 миллиардов юаней. Это означало бы, что такая промышленная политика разрушила стоимость в целом и, следовательно, замедлила, а не подняла общий экономический рост Китая.
Несмотря на некоторые устойчивые экономические перекосы, Китай также снизил входные барьеры как для отечественных частных фирм, так и для международных компаний. Именно эти реформы, а не вмешательство государства, привели к быстрому экономическому росту страны.
Оценки соблюдения Китаем правил ВТО также изобилуют ошибочными суждениями. Торговые представители администрации Трампа часто повторяли утверждение, что Китай активно уклоняется от обязательств перед ВТО гораздо чаще, чем другие страны-члены. Поскольку Китай не связан правилами организации, США должны использовать тактику за пределами системы ВТО, такую как импортные тарифы, для устранения нарушений Китая. Согласно этой точке зрения, ВТО бесполезна или даже хуже.
Фактически, показатели соблюдения Китая ВТО, хотя и несовершенны, в целом сопоставимы с показателями других стран-членов. Система ВТО в целом оказалась эффективной в обеспечении того, чтобы Китай оставался столь же открытым, как и обещал, когда он присоединился к ней в 2001 году.
Данные ВТО по торговым спорам - в частности, количество судебных жалоб, поданных другими странами-членами против Китая, - дают некоторую объективную поддержку этому выводу. С 2001 года против Китая было подано 47 жалоб , что составляет 12,2% всех споров в ВТО за это время. За тот же период против США было подано более чем в два раза больше жалоб, что составляет 28,4% от общего числа. Другими словами, другие члены ВТО считают, что Китай лишь в два раза реже США нарушит свои обязательства по правилам организации.
Китай также имеет достаточный опыт соблюдения и изменения своей политики, когда комиссия ВТО выносит решения против него. Одним из признаков несоблюдения является то, что первоначальные заявители должны подать в ВТО второй иск против страны по тому же или подобному вопросу. Из 47 дел против Китая только два требовали второй подачи. По той же причине США проигнорировали 15 постановлений против него.
Таким образом, данные не подтверждают мнение о том, что Китай является нештатным нарушителем своих обязательств перед ВТО и не контролируется процессами организации. Торговая политика и практика Китая часто оспариваются в ВТО, но не чаще, чем в некоторых других крупных странах. И статистика страны по соблюдению постановлений ВТО не такова, как изгнанник.
Это имеет огромное значение для того, как сохранить и улучшить основанную на правилах глобальную торговую систему. Если мы считаем, что более четкие и строгие правила в отношении субсидий, защиты прав интеллектуальной собственности или поведения государственных компаний могут еще больше уменьшить искажения в китайской экономике, то лучший способ обеспечить это - соответствующим образом пересмотреть свод правил с помощью многосторонних или многосторонние переговоры. Правила Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, которые охватывают многие такие вопросы, предлагают возможную модель. Недавнее официальное заявление Китая о присоединении к CPTPP свидетельствует о его готовности изменить свою политику и в этих областях.
Между тем, США также могут усилить соблюдение своих обязательств перед ВТО, улучшить соблюдение решений этого органа и ослабить свою удавку при назначении судей Апелляционного органа ВТО. Это значительно повысит доверие к США и эффективность мировой торговой системы.
Система ВТО работает лучше, чем многие утверждали. Его нельзя сносить. Но его можно и нужно улучшить.
Автор Шан-Цзинь Вэй
Источник forbes.kz