Развитые страны не выдержали экономических последствий украинского кризиса , сообщает inosmi.ru .
Нынешние последствия украинского конфликта для глобальной экономики — не более, чем верхушка айсберга . В западных странах царят инфляция и рецессия, развивающиеся страны оказались на грани банкротства из-за неспособности погасить госдолги. И это только начало экономических потрясений.
В 1972 году госсекретарь США Генри Киссинджер на встрече с главой Госсовета КНР Китая Чжоу Эньлаем попросил его дать оценку Французской революции 1789 года. Эньлай с улыбкой ответил, что еще слишком рано делать окончательные выводы по поводу события, произошедшего всего двести лет назад.
Тот же подход можно применить к спецоперации на Украине. Пока нет никаких предпосылок, что этот конфликт завершится в ближайшее время. Вооруженные конфликты и войны формируют новый мировой порядок, меняют судьбы обществ и государств. Российско-украинский кризис не является исключением, а его нынешние экономические последствия для всего мира — не более, чем верхушка айсберга.
Настоящая катастрофа состоит в том, что две страны, хотя вместе они составляют лишь небольшую часть глобальной экономики, нанесли огромный ущерб всему миру. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала доклад, в котором говорится, что украинский конфликт обойдется мировой экономике в 2,8 триллиона долларов. И хотя эта сумма велика, пока слишком рано точно оценивать долгосрочные последствия спецоперации для всего мира.
Влияние Москвы и Киева на мировую экономику обусловлено тем, что они поставляют большую часть энергоресурсов, продовольствия и удобрений. В 2019 году Россия обеспечила 40-45% потребления газа, нефти и угля в Евросоюзе. Кроме того, на долю России и Украины приходится около 25% мирового экспорта пшеницы.
Резкий рост цен на энергоносители и продукты питания было последним, в чем нуждалась мировая экономика. Она и так страдала от высоких темпов инфляции в результате сбоев в цепочке поставок, политики количественного смягчения и мер финансовой поддержки во время пандемии COVID-19.
Ситуация на Украине привела к ускорению темпов глобальной инфляции и ее рекордно высоким показателям (более 9% в США и более 10% в Европе и Великобритании). Федеральная резервная система США, Европейский центральный банк и Банк Англии приняли решение повысить процентные ставки. В этом году Америка, ЕС и Великобритания оказались на грани рецессии.
И если развитые страны не в состоянии выдержать шок от роста цен, то что говорить о развивающихся. Они, несомненно, оказались в гораздо худшем положении.
Кристин Питер, преподаватель экономики в Университете Лидса, заявила, что некоторые развивающиеся страны находятся на грани банкротства. Государственный долг достиг беспрецедентного уровня, а спрос на кредиты резко сократился. Если военные действия продолжатся, то в последнем квартале текущего года мы станем свидетелями волны банкротств из-за неспособности развивающихся стран выполнить свои долговые обязательства.
«Военный конфликт, безусловно, ослабил международное движение капитала в целом и сократил иностранные инвестиции в развивающиеся рынки в частности, поскольку в настоящее время выгода извлекается из высоких процентных ставок, а не инвестиционного риска. По оценкам Всемирного банка, около 100 миллионов человек оказались за чертой бедности в результате военных действий на Украине», — добавила она.
Альберт Картер, сотрудник Института мировой продовольственной безопасности, считает, что спецоперация на Украине выявила хрупкость глобальной системы продовольственной безопасности. Несмотря на возобновление экспорта украинского зерна, резкое падение цен на удобрения и выделение миллиардов долларов для оказания помощи бедным странам, мир все еще находится в тисках худшего продовольственного кризиса в современной истории.
«Ситуация на мировом продовольственном рынке несколько улучшилась в последние месяцы, но проблема ещее не решена полностью, поскольку африканские страны продолжают сталкиваться с угрозой голода. Я считаю, что 2023-й год станет самым тяжелым для мирового продовольственного рынка», — добавил он.
В 2022 году Всемирная продовольственная программа Организации Объединенных Наций (ВПП ООН) получила рекордно крупное финансирование в размере 14 миллиардов долларов, что помогло обеспечить продовольствием 160 миллионов человек. Однако этой суммы недостаточно. Цены на продовольствие начали расти из-за сбоев в глобальных цепочках поставок и погодных условий, негативно повлиявших на урожай, а затем начался российско-украинский конфликт и еще больше усугубил ситуацию.
«Украина экспортирует 45 миллионов метрических тонн зерна и является крупнейшим в мире производителем подсолнечного масла, а доля России на мировом рынке пшеницы составляет около 25%. Военный конфликт негативно сказался на мировых поставках зерна, а цены подскочили до рекордного уровня с 2005 года. В прошлом году число людей, испытывающих нехватку продовольствия, составило 345 миллионов по сравнению с 135 миллионами в 2019 году», — заявил Картер.
Некоторые аналитики опасаются резкого ухудшения глобального продовольственного кризиса в этом году. Высокие цены заставили фермеров сократить использование удобрений, что может привести к снижению урожайности в следующем сезоне. Это совпало с увеличением спроса на сельскохозяйственную продукцию в Китае после снятия антиковидных ограничений. Таким образом, цены на продукты питания могут снова вырасти, а в свете высоких процентных ставок страны с низким или средним уровнем доходов не смогут позволить себе займы для удовлетворения своих продовольственных потребностей.
Дэвид Майло, профессор международной торговли Лондонского университета, считает, что 2022-й год останется в истории как год, ускоривший мировой энергетический кризис. Украинский конфликт и западные санкции усилили давление на и без того нестабильный нефтегазовый рынок, который еще не успел оправиться от пандемии коронавируса.
Мировой энергетический кризис, по словам Майло, мог бы быть намного хуже, особенно в Европе, если бы не гибкость и ответственность, проявленные нефте- и газодобывающими странами. Ключевую роль сыграли государства Персидского залива, поставляющие на рынок нефти около 18 миллионов баррелей в сутки. Политика позитивного нейтралитета, которой они придерживаются, помогла стабилизировать цены и обеспечить бесперебойные поставки энергоресурсов.
Военные конфликты, безусловно, влияют на глобальные финансовые рынки. И хотя Россия и Украина не считаются крупными игроками в мировой финансовой или банковской системе, спецоперация, отметившая недавно свою первую годовщину и повлекшая за собой введение беспрецедентных санкций против Москвы, наложила свой отпечаток на мировую финансовую систему.
Джонсон Габриэль, консультант в Европейском центральном банке, считает, что конфликт на Украине косвенно повлиял на мировую финансовую систему. Мы в полной мере ощутим последствия, когда он завершится.
Боевые действия на Украине побудили Соединенные Штаты продемонстрировать западному миру свое лидерство. Они предоставили Киеву миллиарды долларов, а также заняли антироссийскую позицию. Их действия укрепили курс доллара по отношению к другим национальным валютам. Курс евро в 2022 году снизился примерно на 14% из-за экономического кризиса в Европе и проблем, возникших в результате энергетического кризиса. Курс фунта стерлингов также снизился по отношению к доллару, что является явным признаком начавшейся в Великобритании рецессии. Иными словами, ситуация на Украине создала значительный дисбаланс между долларом и другими мировыми валютами.
«Этот дисбаланс может заставить крупнейшие экономики мира хранить молчание, пока продолжается украинский конфликт. Но когда оружие будет сложено, их лидерам будет трудно принять превосходство доллара над другими национальными валютами», — отметил Габриэль.
Автор Хишам Махмуд
Источник inosmi.ru