Чрезвычайно высокому уровню задолженности обычно предшествует период, в течение которого кредиторы пролонгируют требования или выдают новые кредиты со все более высокими процентными ставками , сообщает forbes.kz .

Бесплатное фото Концепция кризиса экономики банку монет

Фото: freepik.com

В своем последнем докладе «Перспективы мировой экономики» Международный валютный фонд сообщил , что растущая доля стран – 56% стран с низкими доходами и 25% стран с формирующимся рынком – находятся «в или на высоком уровне долгового кризиса». Хотя некоторые из этих стран уже работают над программами реформ, которые дадут им право на финансирование МВФ и откроют хорошие перспективы экономического роста, многие еще этого не делают. В развивающихся странах надвигается долговой кризис.

Чрезвычайно высокому уровню задолженности обычно предшествует период, в течение которого кредиторы пролонгируют требования или выдают новые кредиты со все более высокими процентными ставками. Не существует простого способа определить, когда этот долг станет неприемлемым. Аналитики часто используют соотношение долга к ВВП, но процентные ставки здесь имеют значение. Страны с низкими доходами, сталкивающиеся с льготными процентными ставками, могут иметь более низкие коэффициенты, чем страны с формирующимся рынком, для которых процентные ставки выше. Структура погашения долга также имеет значение: если срок погашения большей части долга наступит в ближайшее время, требуемые пролонгации (или продления) будут намного больше, чем для долгов с более длительным сроком погашения.

Заимствование бедных стран оправдано, если кредиты финансируют деятельность, которая принесет высокую норму прибыли для заемщика, чьи собственные ресурсы уже финансируют стоящую деятельность. В таком сценарии обслуживание долга может осуществляться на самофинансировании (за исключением непредвиденных потрясений). Проблема в том, что во многих странах суверенные займы в основном использовались для финансирования расходов с низкой или отрицательной нормой доходности, таких как спортивные стадионы или предвыборные раздачи.

Такие расходы – вместе с большими долгами и бюджетным дефицитом – могут заставить кредиторов насторожиться, в результате чего страны будут испытывать трудности с получением займов, особенно во времена роста процентных ставок. Когда кредиторы начинают отказываться пролонгировать непогашенный долг, наступающий срок погашения, или когда процентная ставка, которая будет взиматься по новому или пролонгированному долгу, становится непомерно высокой, разражается долговой кризис.

Многим решение долгового кризиса развивающихся стран кажется очевидным : облегчить долговое бремя тем странам, которые в нем нуждаются, чтобы платежи по обслуживанию долга можно было перераспределить на расходы на социальные услуги, такие как здравоохранение и образование. Однако опыт показывает, что такое перераспределение далеко не всегда гарантировано. Когда долги беднейших стран мира были прощены в рамках Инициативы МВФ и Всемирного банка в отношении бедных стран с крупной задолженностью , начатой ​​в 1996 году, адекватных экономических реформ не последовало. Многие из этих стран снова имеют большую задолженность.

Списание долга, безусловно, необходимо. Но кредитовать, даже на льготных условиях, правительствам, которые не могут или не хотят проводить разумную, реалистичную и благоприятную для бизнеса экономическую политику, — это просто увеличивать их будущие обязательства по обслуживанию долга. Вот почему облегчение долгового бремени должно быть обусловлено такими реформами.

Это не новая идея. С середины двадцатого века, когда суверенные кредиторы сформировали неофициальную группу Парижского клуба для поиска решений проблем стран с обслуживанием долга, они полагались на МВФ для оценки экономических перспектив должников и определения корректировок политики, необходимых для улучшения экономических показателей. Кредиторы признали, что без реформ долг будет просто накапливаться снова, пока не разразится новый кризис.

Но некоторые правительства берут взаймы так много, что никакие разумные корректировки политики не будут достаточными, чтобы позволить им выполнить свои обязательства по обслуживанию долга, не навязывая «стрижку» кредиторам. В таких случаях члены Парижского клуба могут разрешить реструктуризацию обслуживания долга, тем самым снизив чистую приведенную стоимость долга до устойчивого уровня.

Как только такое соглашение будет достигнуто, кредит МВФ позволит стране возобновить импорт, в то время как экономические реформы вступят в силу, что приведет к более высокому росту. Очевидно, что большинство кредиторов частного сектора также должны согласиться на любую реструктуризацию; в противном случае стране придется обслуживать долги несогласных, что уменьшит сумму, доступную тем, кто согласится на реструктуризацию.

В 1990-е годы были осуществлены изменения, которые ускорили решение долговых проблем, хотя задержки были частыми и дорогостоящими для стран-должников. Но к концу двадцатого века правительства все чаще занимали средства из частных источников. В 2010 году страны с низким и средним уровнем дохода задолжали частным кредиторам 46% своего долгосрочного государственного и гарантированного государством внешнего долга . К 2021 году эта доля выросла до 61%.

Хотя доля долга Парижского клуба снизилась, его процедуры продолжались. Когда в 2002 году Турция столкнулась с трудностями в обслуживании долга , она провела политические реформы и получила кредит МВФ , быстро восстановив быстрый рост ВВП. Примерно в то же время Аргентина оказалась не в состоянии выполнять свои обязательства, поэтому ее долг пришлось реструктурировать .

Однако сегодня в блоке есть еще один крупный суверенный кредитор – Китай – и он отказался присоединиться к Парижскому клубу. Другие кредиторы, естественно, не хотят участвовать в реструктуризации долга, если этого не сделает Китай, иначе они в конечном итоге будут фактически финансировать полные выплаты по обслуживанию долга Китаю. Шри-Ланка и Замбия уже столкнулись с длительными задержками в получении списания долга, поскольку их китайские кредиторы отказываются согласиться на условия реструктуризации долга, согласованные в Парижском клубе, даже несмотря на то, что МВФ поддержал соответствующие программы экономических реформ.

К счастью, финансовое положение ни одной из стран не является предметом заголовков новостей, а кредиторы не прекратили кредитование других стран. Но некоторые страны – в том числе Египет, Ливан, Пакистан, Турция и многие более мелкие экономики – сообщают о высоких соотношениях долга к экспорту и обслуживания долга к ВВП. В Ливане внешний долг достиг 603% экспорта и 381% валового национального дохода в 2021 году.

Если несколько крупных развивающихся рынков и стран с низкими доходами одновременно столкнутся с ростом процентных ставок и растущим нежеланием кредиторов пролонгировать свои долги, вполне вероятно, что разразится глобальный долговой кризис. Чтобы избежать этого сценария, миру необходимо международное соглашение, устанавливающее процедуры поддержки стран, страдающих от долгов, что позволит МВФ быстрее выдавать кредиты. И все кредиторы должны его придерживаться.

Автор Энн О. Крюгер

Источник forbes.kz