Стоит ли привозить подержанные автомобили из-за рубежа, какие имеются "подводные камни" и насколько это выгоднее, чем приобретать новые автомобили с салона. Соовместно с экспертами попытался разобраться в данной теме tengriauto.kz.
Фото:depositphotos.com
Казахстанский специалист в области импорта транспортных средств Айдарбек Султанкулов отметил, что основными направлениями, выбираемыми для импорта, сегодня являются США, Корея, Дубай, Грузия и в последнее время Китай. Каждая из этих стран имеет свои преимущества, но, как отмечает эксперт, наиболее привлекательными являются рынки США и Кореи.
"На самом деле США и Корея - это на текущий момент два самых адекватных рынка в мире по отношению к остаточной стоимости авто по истечении 3-5 лет. Соответственно, покупая там машину, вы получаете максимально выгодный ценник на закупе авто. Главное - подойти к подбору авто с умом и не покупать все подряд, а прислушаться к экспертам, а не продавцам", - комментирует Султанкулов.
Преимущества покупки автомобилей за границей
Качество и состояние
Автомобили из-за рубежа часто находятся в хорошем техническом и эстетическом состоянии, что обусловлено строгими правилами эксплуатации и регулярным техническим обслуживанием.
Ценовая доступность
По словам эксперта, здесь сразу стоит отметить, что с учетом различных платежей (первичная регистрация, утильсбор и т. д.) зачастую речь идет только об импорте подержанных автомобилей не старше семи лет. В ином случае покупка б/у авто за рубежом станет нецелесообразной.
"За счет большого предложения и высокой конкуренции на рынках США и Кореи цены на подержанные автомобили оказываются заметно ниже, чем на аналогичные модели на внутреннем рынке", - комментирует Султанкулов.
Налоги и пошлины при импорте
Импорт автомобилей связан с различными налоговыми и таможенными платежами, которые необходимо учитывать при расчете общей стоимости.
"Таможенная пошлина обычно составляет 15 процентов от стоимости автомобиля, что требует официального подтверждения цены. Далее идет НДС. При импорте он составляет 12 процентов, что увеличивает общую стоимость приобретения.
Декларационный сбор и прочие расходы включают в себя стоимость растаможки, получение необходимых сертификатов и установку системы Глонасс (средство помощи владельцам авто, попавшим в экстренную ситуацию - прим.), что может обойтись в приблизительно 800 долларов США", - рассказывает эксперт.
По словам Султанкулова, когда автомобиль ввозится в Казахстан, он попадает на склад временного хранения (СВХ), соответственно, далее идет оплата СВХ.
"Тут все зависит от срока прохождения таможни и выпуска документов. Обычно - в районе 50 тысяч тенге. Далее нам необходимо собрать все документы, оплатить утильсбор (зависит от объема двигателя) и получить сертификат об уплате. После этого можно ехать в ЦОН и ставить машину на учет, оплатив:
- первичную регистрацию авто (тут все зависит от возраста авто);
- техпаспорт;
- госномер.
Сейчас можно привезти из Кореи BMW X1 2018 года за 13 миллионов тенге с учетом всех затрат на пошлины, утильсбор, декларационный сбор и прочие расходы. На сайте Kolesa.kz средняя цена за данный автомобиль составляет около 16 миллионов тенге", - рассказывает Султанкулов.
Риски и недостатки покупки подержанных автомобилей за границей
Несмотря на "вкусные" условия, недостатков в "сером" импорте тоже достаточно много. Автоэксперт Дияс Валихан выразил серьезные опасения по поводу покупки подержанных автомобилей из-за рубежа. По его словам, такие машины часто приобретаются на аварийных аукционах за значительно меньшую стоимость, после чего их восстанавливают, а уже после продают.
"На первый взгляд машина выглядит как новая, но на самом деле она может быть очень сильно повреждена, что делает ее использование небезопасным", - предупреждает эксперт.
Эксперт также указал на сложности с логистикой и финансированием при покупке авто из-за рубежа.
"Доставка может занять до 3,5 месяца, и покупателю придется оплатить полную стоимость автомобиля заранее, а также уплатить таможенные сборы и утилизацию после прибытия автомобиля. А если учесть, что такая покупка находится в ценовом сегменте от 10-15 миллионов тенге и выше, а почти 97 процентов машин покупается в Казахстане в кредит, то такая схема покупки, где вся стоимость отдается сразу, не так уж распространена. Такой формат покупки больше доступен для тех, у кого от 20 миллионов есть на руках и они готовы сразу оплатить и подождать", - объясняет Дияс.
Кроме того, Дияс подчеркнул риски, связанные с отсутствием гарантии и сервисного обслуживания у неофициально импортированных автомобилей. Он упомянул случаи, когда, к примеру, производители электромобилей блокируют возможность дистанционных обновлений для машин, предназначенных для других рынков.
"Это означает, что вы лишаетесь важных обновлений и поддержки, которую могли бы получить от официальных дилеров. Даже VPN не поможет. У официальных представителей этих проблем нет. Все они будут получать все обновления. Поэтому, я думаю, что да, с одной стороны, хорошо привезти машину из-за границы, плюс вы получаете более широкий модельный ряд, например, какой-нибудь необычный внедорожник, который не представлен на казахстанском рынке. Но все-таки этот подход больше подходит для частных случаев", - рассказывает автоэксперт.
Дияс Валихан также подчеркнул, что автомобили, привезенные в страну через "серый" импорт или в частном порядке, не могут быть использованы в программе Trade-in в крупных автосалонах. Это, в свою очередь, ограничивает возможности владельца быстро и выгодно обменять или продать авто.
Ранее мы рассказывали о том, что в Казахстане наблюдается бум автокредитования. В январе этого года глава Первого кредитного бюро Руслан Омаров сообщал, что объем портфеля автокредитования составил 2,5 триллиона тенге, показав рост на 65 процентов.
Авторы Виктория Лебедева, Владимир Прокопенко
Источник tengriauto.kz