Причем не только путем развития конкуренции, но и сокращения государственного участия в экономике, сообщает inbusiness.kz.
Фото: freepik.com
Сегодня день рождения президента РК. Я понимаю, что ему не нравится превращение частного события в публичный праздник. Тем не менее, из уважения к статусу его должности и в благодарность за доверие, которое он мне снова оказал, я хотел бы поздравить его с тем, что он успел за неделю до этого издать весьма содержательный Указ о либерализации экономики. Название Указа вполне себя оправдывает, т.к. он направлен на гарантии неприкосновенности частной собственности и свободы предпринимательства не только путем развития конкуренции, но и сокращения государственного участия в экономике. А раз так, то по сути это и есть та самая Новая экономическая политика, объявленная главой государства, конкретную формулировку которой мы все так ждали.
Не секрет, что глобальный финансовый кризис обернул вспять все рыночные реформы в Казахстане. Тогда были созданы Самрук Казына и прочие институциональные монстры государственного капитализма. Они стали впустую растрачивать активы государства на конкуренцию с частным бизнесом вместо модернизации и развития жизнеобеспечивающих инфраструктурных сетей страны, куда частный бизнес без партнерства с государством не пойдет. Вследствие чего не только водо-, тепло- и энерго- сети пришли в негодность, но и сам дух предпринимательства стал отмирать. Это реакция старо-казахстанской власти на успешные рыночные реформы 90-х длилась почти 15 лет, благодаря "ресурсному проклятию". Дальше уже некуда, экономика этого не выдерживает.
Поэтому сегодня по этому Указу именно недопущение незаконного вмешательства государства в рыночные отношения, устранение регуляторных и административных барьеров на рынке, включая искусственно созданные преимущества для квазигос сектора, должны возродить предпринимательство как класс частных собственников капитала, обеспечить тем самым свободную торговлю и повсеместную конкуренцию в экономике, чтобы предотвратить наметившуюся в ней стагфляцию. Я понимаю, что много время было упущено, но лучше поздно, чем никогда. А иначе нам придется и дальше растрачивать Нацфонд, повышать налоги и тарифы. По этой причине правительству РК этим Указом поручена масштабная и ускоренная приватизация госсектора с недопущением повторного роста количества госпредприятий в конкурентных сферах, в т.ч. за счет моратория на их создание. Сроки соответствующих поручений несколько растянуты, но зато они есть! Недопустимость создания частных монополий при приватизации также абсолютно верна, но её естественно должны расширить до запрета политических монополий в принципе, даже для существующих уже частных, гос и квазигос предприятий в любой конкурентной отрасли экономики.
Трудно переценить указание ГГ на немедленное обеспечение равного доступа всех частных поставщиков и операторов к услугам переработки и транспортировки нефти, распределению ГСМ, ж/д и иным транспортным услугам, кабельной канализации и т.п., особенно на фоне поэтапной отмены до 2028 г. предельных цен и иных ограничений в тарифо-образовании на конкурентных рынках. Здесь осталось разве что добавить, что предприятия-бенефициары отмены льготных цен на социальные значимые товары (продукты, работы и услуги) должны будут взять на себя адресную социальную помощь социально уязвимому населению, лишающегося этих льготных цен.
Трудно спорить также и с необходимостью стимулирующего инвестиции тарифо-образования в естественных монополиях, при соответствующем контроле качества их услуг и компенсационных мерах для граждан. Теперь надо бы еще освободить эти естественные монополии от контроля рентабельности их услуг, чтобы они не боялись при зафиксированных тарифах показывать свою прибыль и направлять ее на модернизацию сетей и мотивирование персонала. А иначе нет никакой гарантии, что повышенные тарифы пойдут "в обмен на инвестиции" при постоянно изменяющихся тарифах и обменном курсе нацвалюты.
Либерализацию открытия дочерних иностранных банков и их филиалов с расширением разрешенных видов операций также следует приветствовать, только при этом надо тогда разрешать и отечественные региональные банки с целевым региональным фондированием и финансированием малого и среднего бизнеса. Запрет на финансирование из Нацфонда на льготных условиях субъектов квазигос сектора без прямого согласия Президента сделает, конечно, явно прозрачней любое вливание в экономику излишней ликвидности, осталось только теперь это финансирование, как и все остальные внебюджетные госфонды, включать в госбюджет и утверждать Парламентом. Власти Президента вполне хватит на то, чтобы оперативно убедить Парламент в продвижении полезных проектов странового значения.
Однозначно следует приветствовать поэтапный переход от товарно-специфических субсидий к льготному кредитованию во избежание иждивенческих настроений среди предпринимательства, но этот процесс возрождения духа свободного предпринимательства следует расширять и развивать до своего логического идеала - введения единых правил для всех без субсидий и дотаций. Предпринимательство не должно в них нуждаться, если освободить его от адмпроизвола властей и регуляторов.
В этом отношении особенно внушают надежду и доверия указания ГГ на совершенствование регулирования предпринимательской деятельности (в т.ч. правоприменения на региональном уровне), декриминализацию экономических правонарушений и пресечение незаконного вмешательства в нее гос и квазигос организаций, естественных и иных монополий, с установлением при этом административной ответственности за это. Последнее требование особенно важно для предупреждения адм произвола госслужащих и иных приравненных к ним лиц. Было бы критически важным еще снабдить это требование ГГ персональной гражданско-правовой ответственностью этих лиц за каждое явно неправомерное действие или бездействие, чтобы именно они, а не государство возмещало убытки предпринимателям по заведомо неправомерным законодательным, исполнительным и судебным решениям. Этим самым мы восполнили бы недостатки все еще остающейся зависимости судебной системы от исполнительных властей и поток обращений предпринимателей за защитой своих прав резко бы сократился.
Что касается предсказуемого и конкурсного отбора независимых директоров в Самрук-Казыне и понижения вмешательства в закупки его дочерних и иных зависимых предприятий, то это однозначно будет работать на децентрализацию квазигос операций. Тем не менее смею предположить, что эффективная децентрализация операций в квазигоссекторе может и не сработать без строго обозначения в законодательстве совета директоров как чисто наблюдательного коллегиального органа управления в отличие от Правления, а также без выборов и перевыборов независимых его членов только миноритариями, чтобы основные акционеры не имели права ни назначать, ни увольнять независимых директоров. Надо двигаться дальше к этому.
Пересмотр существующих законодательных оснований предпринимательской деятельности гос и квазигос организаций, а также запрет участвовать им в тендерах наряду с частными предприятиями решат многие проблемы. Тем не менее не хватает последнего шага к тому, чтобы фактически заработал законодательно принятый принцип Желтых страниц по разделению частного и публичного секторов экономики. Для этого надо в принципе запретить учреждениям и предприятиям гос и квазигос секторов конкурировать с частным бизнесом, каким бы крупным он ни был. Тогда всё остальное само выстроится, включая приватизацию непрофильных для государства активов, да и пересмотр оснований создания гос и квазигос предприятий потеряет смысл - пусть создаются, лишь бы не конкурировали с частным бизнесом.
Как вновь назначенный Уполномоченный по защите прав предпринимателей я приложу все усилия, чтобы эта НЭП нашего главы государства была доведена и реализована именно в таком качестве. Так что, все-таки с днем рождения, Касым-Жомарт Кемелевич!
Автор Канат Нуров
Источник inbusiness.kz