Ежегодно госорганы пытаются запланировать, сколько средств и на какие цели будет использовано из республиканского бюджета в новом году. По логике, соблюдение принятого плана должно быть беспрекословным, но почему-то каждый год опять заканчивается очередным провалом исполнения намеченных целей. На прошлой неделе Exclusive.kz рассказывал, как в 2023 году провалились нацпроекты. Однако проблема ещё шире. Неисполнения планов по целевым трансфертам исчисляются миллиардами тенге.
Фото: exclusive.kz
В феврале 2023 года, принимая документ о корректировке показателей республиканского бюджета, правительство РК разрешило определённым министерствам использовать часть неосвоенных в 2022 году средств на конкретные задачи. Общую сумму 29 миллиардов тенге разделили между собой семь министерств.
Наибольшее количество средств – 40% (12,4 млрд) – тогда получило министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана, которое в сентябре оказалось разделено Токаевым на министерство транспорта и министерство промышленности. Ещё четверть от суммы (7,2 млрд) отдали министерству энергетики, чуть больше 20% (6,2 млрд) взяло министерство национальной экономики, оставшиеся почти 15% получили министерства экологии, науки, просвещения и здравоохранения.
Все эти деньги предназначались на задачи, которые должны были значительно улучшить жизнь граждан. Министерства индустрии и нацэкономики обязывались реконструировать ряд нуждающихся в ремонте дорог, министерство энергетики – построить газопроводы и газораспределительные системы, министерство экологии – улучшить ситуацию с хранением токсичных отходов в Мангистау и так далее.
Но что по итогу?
Из семи получивших целевые трансферты министерств цели в полном объеме на полученную сумму выполнили только два, которые совокупно получили всего лишь 1,2% от суммы и имели небольшие задачи, – министерство здравоохранения и министерство просвещения.
Минздраву предстояло использовать 86 млн тенге на строительство районной больницы на 150 коек в Мунайлинском районе Мангистауской области и сейсмоусиление объектов здравоохранения в Алматы и Алматинской области. Министерству просвещения – 258,5 млн тенге на строительство школы на 120 мест в селе Бирлик Жетысуской области и на распределение по бюджетам Алматинской, Атырауской и Мангистауской областей для последующего строительства ими объектов среднего образования. Они с этими задачами справились, использовав деньги в точности согласно плану.
С выполнением задачи также более-менее справилось министерство науки и высшего образования, которое получило 878,6 млн тенге с одной простой целью – направить их в региональный бюджет для строительства учебно-лабораторного корпуса «Kozybaev University Teaching and research center» Северо-Казахстанского государственного университета. В итоге средства эти действительно были перечислены, но часть суммы регион сэкономил за счёт оптимизации проектно-сметной документации, и 131,1 млн тенге вернулись обратно в государственный бюджет.
Правда, сам проект, по всей видимости, так до сих пор не был осуществлен. Корпус давно построили, в мае 2023 года его даже посещал Токаев, однако уже в июле местные СМИ, рассказывая о заседании общественного совета по вопросу недоосвоения областного бюджета, сообщали, что проект всё ещё находится на стадии завершения и учебное заведение по-прежнему ожидает необходимое оборудование. Информацию о том, что к настоящему моменту проект, который пытаются реализовать с 2020 года и изначально ожидался в конце 2021 года, всё же начал действовать, на сайте и в Telegram-канале университета найти не удалось. Впрочем, в данном случае речь идёт уже не об ошибке министерства.
Все остальные министерства, получившие в 2023 году целевые трансферты остатков от 2022 года, попросту потонули.
Самыми безответственными оказались министерство экологии. В рамках целевого трансферта оно получило 2,26 млрд тенге. Свыше 90% этих средств – 2,1 млрд тенге – должны были пойти на первый этап рекультивации хвостохранилища Кошкар-Ата, в котором складировали радиоактивные отходы с трех промышленных заводов.
В 2021 году Токаев поручал осуществить завершить эту работу, к которой ещё в 2013 году было подготовлено ТЭО, в течение трёх лет. По итогу в тот же год чиновники стремительно отчитались, что работы начаты, эта информация была разослана по СМИ с яркими фото и видео… а после этого настала тишина, прерываемая периодическим гулким эхом.
В конце 2022 года пресс-служба акимата области распространяла пресс-релиз с информацией, что «рекультивация продолжается», и указанием какого-то абсолютно нереального объема работ: мол, в 2021 году рекультивировали 266 га, в 2022 году к концу октября – 200 га из необходимых 355 га, а на 2023-2024 годы были запланированы работы на 1008,1 га. Получается, они буквально собирались за вторые два года выполнить пятилетку! При этом, сумма названной тогда площади составляет 1629 га, что противоречит факту: площадь заражённых земель в 2,6 раз больше, – 4279 га.
Неудивительно, что с таким эффективным планированием в начале 2023 года всё окончательно застопорилось. Уже в январе чиновники пожаловались, что денег на этот проект было выделено мало и работы оказались приостановлены. А за день до того, как правительство подписало указ о целевых трансфертах за счёт остатков бюджетных средств 2022 года, акимат Актау опубликовал пресс-релиз «Рекультивация хвостохранилища Кошкар Ата будет продолжена», в котором сообщалось, что ожидается корректировка проектно-сметной документации и проект продлён до 2025 года со значительным увеличением суммы заложенного бюджета.
Лишь в конце 2023 года было объявлено, что ПСД прошла корректировку с подорожанием проекта в три раза и ожидает заключения госэкспертизы. К настоящему моменту до сих пор нет никакой информации о продолжении культивации хвостохранилища и ведущихся там работах. Выделенные министерству экологии 2,1 млрд тенге попросту вернулись в госбюджет.
В итоге министерство экологии смогло по целевому трансферту осуществить только две небольшие задачи на 150 млн тенге (7% от полученной суммы), – строительство в Жамбылской области берегоукрепительных работ на участках пограничных отделений «Беткайнар» и «Кайнар».
Большие надежды явно связывались с министерством индустрии и инфраструктурного развития, которому выдали наибольшую долю средств. Перед ним поставили четыре глобальные цели: содействие развитию отраслей промышленности, ремонт и организация содержания автомобильных дорог общего пользования, реализация мероприятий в области жилищно-коммунального хозяйства и реализация национального проекта «Сильные регионы – драйвер развития страны». Но… треть полученных средств на поставленные задачи министерство использовать не смогло.
О провале нацпроекта и странном использовании средств на него Exclusive.kz уже рассказывал. Непосредственно от остатков 2022 года туда перетекло 2,1 млрд тенге, из которых реализованными оказалось только 501 млн. По нему министерство совсем не справилось со строительством четырех генеральных планов жилых районов города Усть-Каменогорск и сетей водоснабжения жилых домов района объездной магистрали (Алматинской трассы), разработкой наружных инженерных сетей жилых комплексов по сносу ветхого жилья в Алматы, реконструкцией водопроводных сетей в ауле Ульги Акмолинской области.
На ремонт и организацию содержания автомобильных дорог министерством индустрии должны были быть направлены 9,5 млрд тенге. Но по итогам 2023 года 32% от этой суммы — 3,1 млрд. — не были использованы, в том числе не были реализованы реконструкция автомобильной дороги Бурлин-Аксай-Жымпиты в Западно-Казахстанской области и пробивка улицы Саина от проспекта Рыскулова до улицы Акын Сара в Алматы.
Министерство энергетики всю полученную ими сумму передавало пяти регионам для их газификации: Актюбинской, Жамбылской, Карагандинской, Улытауской и Жытысуской областям. Совсем неисполненных проектов, согласно отчёту правительства, нет. При этом почти 15% средств – 1,06 млрд тенге – оказались неосвоенными. Возможно, произошло это, как и в случае Миннауки, благодаря экономии ресурсов. Но тогда непонятно: почему в итоге в доход бюджета возвращена была не вся неосвоенная сумма, а только 930 млн? Ответ на этот вопрос отчёт правительства не содержит.
Министерство национальной экономики, которое, по своему определению, должно идеально соблюдать планы по использованию госбюджета, не освоило 534,9 млн тенге. С одной стороны, сумма не критичная – всего лишь 8,5% от полученного. С другой стороны, осталось непонятным, почему министерство совсем не передало средства Северо-Казахстанской области на реконструкцию дорог в населённом пункте Булаево (15,1 млн тенге) и Западно-Казахстанской области на реконструкцию здания сельского дома культуры в селе Аксуат (59,4 млн тенге), как это было изначально запланировано? Тем более, что с этого министерства спрос на соблюдение бюджетных планов должен быть особый.
Таким образом, совокупно 28,6% (8,3 млрд тенге) остатка 2022 года, разрешенного для качественного доиспользования в 2023 году, опять вернулись обратно в бюджет, оказавшись нетронутыми. Фраза Годуновой «Мы уже не миллионы, мы уже миллиарды не считаем» здесь вновь как нельзя актуальна.
Ещё 5% от этого количества – 411 млн тенге – где-то зависли: освоены не были, но и в госбюджет не вернулись. Тут уже серьёзные вопросы к Минэнерго и Миннацэкономики.
Проблема неисполнения также существует на местном уровне. И хотя общая картина кажется не такой страшной, – в среднем по всем 20 регионам не освоено только 1,9% средств, – мёртвым грузом осталась лежать огромная сумма: 30,7 млрд тенге, которые должны были послужить на проекты, улучшающие качество жизни казахстанцев.
Из 16 регионов, получивших право доиспользовать неосвоенные в 2022 году, только четверть смогла по итогу 2023 года полностью реализовать полученные суммы. А в целом из всех 20 акиматов полностью выполнил задачи согласно поставленному на год плану объеме только один – Шымкент.
Таблица из отчёта правительства
Выходит, из года в год планы ставятся, но не выполняются. И как, в таком случае, строить будущее страны на благо её жителей?
Автор Максим Елизаров
Источник exclusive.kz