2023 год запомнился казахстанским экономистам рекордным истощением средств из Нацфонда. Ситуация с изъятием сразу 5,3 трлн тенге активно обсуждалась в начале 2024 года. Но прошло полгода и выяснилось, что это была только капля в море сомнительных решений правительства. Отчёт об исполнении республиканского бюджета вскрыл шокирующую информацию – такое огромное изъятие было излишним! Ощутимая часть этой суммы должна была остаться в фонде, ведь она оказалась попросту никем неиспользованной, сообщает exclusive.kz.
Фото: exclusive.kz
Для начала напомним, что в 2023 году рекордная сумма изъятия из Нацфонда 5,3 трлн тенге была сформирована из трех параметров: гарантированный трансферт 2,2 трлн тенге + запрошенный в ноябре одобренный депутатами целевой трансферт 1,8 трлн тенге + ни с кем не согласованная, подвергнутая критике «хотелка» по вложению 1,3 трлн тенге в покупку государством акций НК «КазМунайГаз».
Последний параметр правительство не стало включать в отчетность. Минфин в январе назвал эту сделку «инвестицией, которую нельзя рассматривать как изъятия», – несмотря на то, что Нацбанк напрямую указывал, что средства от реализации акций «КазМунайГаза» предназначены для последующего перечисления в республиканский бюджет, а не обратно в фонд. Поэтому отчетность доступна только по 4 трлн тенге, а информации о судьбе 1,3 трлн осталась тайной.
Итак, что же говорится в отчёте правительства про судьбу 4 трлн изъятых из Нацфонда средств?
Средства изначального, гарантированного трансферта – 2,2 трлн тенге – были исполнены в полном объеме. Однако суровая правда заключается в том, что похвалить за это невозможно, поскольку не исполнить эти средства правительство никак не могло.
Дело в том, что гарантированный трансферт не предназначался ни для каких проектов. Его полный размер направлялся министерству труда с последующей целью выплаты пенсий и пособий. То есть эта сумма изначально предназначалась для выполнения социальных обязательств государства (хотя, вообще-то, для этого у страны существуют другие фонды, в том числе ЕНПФ) и, если бы они оказались не выплачены или выплачены не в полном объеме, это привело бы к большому скандалу.
Куда прозаичней ситуация с целевым трансфертом.
В ноябре 2023 года после того, как кабмин запросил у депутатов разрешение на выделение дополнительных 2,2 трлн тенге, глава Нацбанка Тимур Сулейменов заявил, что это делается «учитывая социальную направленность бюджета и обязанность финансировать бюджетные, социальные и инфраструктурные проекты в полном объеме».
В результате эти средства поделили между собой 11 министерств. Но по итогу, несмотря на утверждения Сулейменова, больше половины из них не смогли полностью обеспечить выполнение полученных сумм.
Наихудший показатель исполнения трансферта из Нацфонда – у министерства культуры и информации (упустим резонный вопрос, почему вообще оно получило деньги из Нацфонда, если нефтяные доходы и это министерство никак не связаны…). Возглавляемый Аидой Балаевой государственный орган получил 5,3 млрд тенге на «повышение конкурентоспособности сферы культуры и искусства, сохранение, изучение и популяризация казахстанского культурного наследия и повышение эффективности реализации архивного дела».
3,9 млрд тенге из этого количества направлялось областным бюджетам и бюджетам городов республиканского значения и столицы на строительство объектов культуры, 1,4 млрд тенге – на строительство и реконструкцию объектов культуры республиканского уровня. С первой задачей министерство справилось, а со второй возникли какие-то «заминки» – из 1,4 млрд было вложено лишь чуть больше половины, 833,3 млн. Как итог, министерство исполнило только 88,8% от полученной суммы, что является катастрофически низким показателем, и 602 млн тенге, которые должны были либо пойти на важные для будущего страны проекты, либо не изыматься и оставаться в Нацфонде, оказались мертвым грузом.
Ещё шесть министерств – туризма и спорта, водных ресурсов, финансов, транспорта и здравоохранения – не исполнили по 4-5% от полученных ими трансфертов. Так, Минтуризма получали целевой трансферт на «развитие спорта высших достижений» с задачей «строительство и реконструкция объектов спорта». Данному министерству предоставили на это 10,226 млрд тенге, а по итогу использовано было только 9,7 млрд.
Министерство водных ресурсов получило 17 млрд тенге на три цели – строительство и реконструкция систем водоснабжения и гидротехнических сооружений; увеличение водности поверхностных водных ресурсов в регионах; развитие систем водоснабжения и водоотведения за пределами населенных пунктов. Исполнило оно только 16,2 млрд. Неисполнение на сумму 760 млн произошло с первой задачей (почти 13,7% от её заложенной стоимости).
Особенно странно видеть среди тех, кто не исполнил полученную сумму трансферта, министерство финансов. К этому государственному органу требования по исполнению наибольшие, так как бюджетное планирование, исполнение бюджетных планов и реализация политики по накоплению средств в Национальном фонде – это их прямые обязанности. Казалось бы, они-то должны были подойти к вопросу использования средств из Нацфонда грамотно. Но нет.
Из Нацфонда по целевому трансферту Минфин получил 158,7 млрд тенге. Все эти деньги должны были пойти на выплаты компенсации по размещенным в нацвалюте депозитам физических лиц путем целевого перечисления в АО «Фонд проблемных кредитов». По итогу 4,4% от средств – 5,3 млрд – почему-то перечислены не были. Причина не сообщается.
Министерство транспорта получило 219 млрд тенге – одну из наибольших сумм из числа получивших целевые трансферты государственных органов. Они должны были пойти на четыре цели:
1) Развитие автомобильных дорог на республиканском уровне – 36,1 млрд;
2) Увеличение уставного капитала юридических лиц на строительство проекта LRT от аэропорта до нового железнодорожного вокзала в Астане – 52,4 млрд;
3) Ремонт, организация содержания и улучшение качества автомобильных дорог общего пользования в регионах, городах республиканского значения и столице – 122,1 млрд;
4) Строительство и реконструкция пунктов пропуска через государственную границу Республики Казахстан – 8,3 млрд.
Первые три цели исполнили на всю сумму, а вот у последней – катастрофическая ситуация, исполнение всего лишь 0,8%!!! 8,2 млрд были отправлены на ветер. Спрашивается: а для чего вообще их нужно было запрашивать в ноябре?
Министерство здравоохранения провалило задачу по перечислению трансферта в фонд социального медицинского страхования на оплату гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в рамках нацпроекта «Модернизация сельского здравоохранения», отправив лишь 61,1% или 781,8 млн, от запланированной суммы 1,2 млрд, и частично задачу по строительству и реконструкцию объектов здравоохранения на республиканском уровне, направив на эту цель на 35,3 млн меньше запланированного объема.
Таким образом, 16 млрд тенге были вытащены из Нацфонда абсолютно зря, несмотря на то, что Сулейменов убеждал депутатов и граждан, что их востребование было крайней необходимостью.
Это значение, конечно, не критично при рассмотрении процентного соотношения от полной суммы изъятия, – всего лишь 0,4%, – и, скорее всего, именно на это будет опираться правительство, если вдруг начнёт защищать случившееся. Однако стоит не забывать, что Токаев поставил в прошлом году задачу по избавлению от хронической зависимости от трансфертов и увеличению средств в Нацфонде к 2030 году до 100 трлн тенге, а также утвердил Концепцию по управлению активами Нацфонда. Сейчас каждая тиынка в фонде особо значима, особенно на фоне старта инициативы «Нацфонд – детям», и поэтому даже такая, казалось бы, небольшая доля неиспользования изъятых средств крайне критична. По-хорошему, за подобные изъятия денег из Нацфонда и по итогу неисполнения взятых на себя обязанностей должны быть серьёзные наказания.
Примечательно, что 40,2 млрд тенге целевого трансферта из Нацфонда были названы в отчёте правительства по итогам госаудита неэффективно использованными. Причина этому и информация о том, какие именно министерства допустили неэффективность, не указывается, но можно предположить, что по итогам анализа оказалось выявлено, что часть использованных средств на самом деле с самого начала не требовалось трогать.
В полной мере полученные средства исполнили только пять министерств: просвещения, промышленности, национальной экономики, энергетики и сельского хозяйства.
Минпросвещения отправило 499,99 млрд тенге в нацпроект «Комфортная школа»; Минпром – 429,89 млрд на нацпроект «Сильные регионы – драйвер развития страны», строительство завода по производству автомобилей «KIA» в Костанае и других проектов в машиностроительной отрасли в регионе, на проект по производству бытовой техники в Сарани и на увеличение уставного капитала АО «Казына Капитал Менеджмент»; Миннацэкономики – 248 млрд на увеличение уставного капитала фонда «Самрук-Казына» и на проект «Ауыл-Ел бесігі»; Минэнерго – 142 млрд на развитие тепло-, электроэнергетики и газотранспортной системы; Минсельхоз – 20 млрд тенге на увеличение уставного капитала «КазАгроФинанс» через увеличение уставного капитала АО «Аграрная кредитная корпорация» для финансирования приобретения сельскохозяйственной и кормозаготовительной техники.
Ранее редакция на основе отчёта правительства подробно рассказывал о допущенных проблемах с реализацией Нацпроектов в материале «Казахстан никак не может определиться со своим будущим, чтобы ему соответствовать», о неосвоении целевых трансфертов за счет остатков от 2022 года в материале «Правительство Казахстана ежегодно не справляется с планированием госбюджета» и о допущенных финансовых нарушениях в материале «В чём провинились подчинённые Алихана Смаилова».
Ситуацию с использованием средств Нацфонда Exclusive.kz до этого анализировал в материалах «Сможет ли Токаев реализовать инициативу «Нацфонд – детям»» в январе 2024, «Что скрывает государство о Нацфонде, ЕНПФ, Соцфонде и других фондах?» в апреле 2023 и «Нацфонд оплатит предвыборные популистские инициативы Токаева» в сентябре 2022.
UPD. И немного о будущем. Незадолго до публикации данного материала стало известно, что правительство Казахстана разрешило самому себе использовать деньги из Нацфонда на акции «Казатомпрома». Экономисты ожидают, что в будущем правительство может ещё больше расширить список разрешенных финансовых инструментов для размещения Нацфонда.
Автор Максим Елизаров
Источник exclusive.kz