Все ценные бумаги, попавшие в Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ), продать потом на рынке очень сложно, считает председатель правления Народного банка Казахстана Умут Шаяхметова.

«Сегодня проблема казахстанского рынка – неликвидность. Почему мы говорим, что фондовый рынок мертв – потому, что у нас в стране один инвестор и один управляющий. Банкам, например, нам, запрещено покупать акции и облигации эмитентов ниже double b («ВВ» – КазТАГ) рейтинга. Брокерских контор с портфелями под управлением у нас (в Казахстане – КазТАГ) нет, дефакто. Есть страховые компании, которые тоже строго регулируются. Поэтому все, что попало в ЕНПФ, мое мнение, продать потом на рынке очень сложно. Кроме госбумаг», — прокомментировала Шаяхметова для МИА КазТАГ ситуацию с потерей как минимум части стоимости пакета «Эксимбанка», полученного ЕНПФ в 2014 году.

По ее словам, если эти ценные бумаги – акции, которые перешли в ЕНПФ в рамках объединения пенсионных фондов, ведь у группы предпринимателей, владеющих «Эксимбанком», был свой пенсионный фонд (АО «НПФ «Астана»), то «это надо понять».

«Насколько помню, в 2014-2015 годах, ЕНПФ действительно много вкладывал в банки. Насколько помню, акций тогда не было, были субординированные облигации или бонды», — поясняет банкир.

По мнению эксперта, по ЕНПФ можно задавать вопросы. Их, как отметила она, немало.

«Это – и Международный банк Азербайджана (МБА), до сих пор он – актуальный. Также, покупка акций и облигаций других компаний, финансово неустойчивых», — напоминает собеседник агентства.

Конечно, ситуация меняется, рассуждает она.

«В тот момент, может быть, компания была финансово устойчива, а со временем потеряла свою устойчивость», — пояснила спикер.

За это время у ЕНПФ, наверняка, не было возможности как-то реализовать этот пакет «Эксимбанка», продолжила эксперт.

Все остальные бумаги, корпоративные – «это, конечно же, неликвид», уверена эксперт.

«Почему сегодня проблемы с новыми выпусками? Потому что все понимают, что все зависит только от одного эмитента – ЕНПФ. В будущем эти выпуски будут неликвидными. Поэтому мы и говорим, необходимо передать в частные управляющие компании. Мы не говорим, что это должны быть только там – казахстанские. Мы говорим – привлекайте и западные, международные компании», — выкладывает она томление рынка, готового поступиться мелочью ради реального выигрыша.

Однако, по ее мнению, рынку нужен «толчок» со стороны властей.

«Но вы дайте только толчок рынку, чтобы он развивался, в противном случае это будет все хуже и хуже», — предупреждает власти Шаяхметова

Как сообщалось ранее, ЕНПФ владеет 1,7 млн штук акций АО «Эксимбанк» стоимостью Т765 млн, на которую сформированы провизии. Акции «Эксимбанка» фондом не покупались, а были переданы при объединении пенсионных фондов в январе-марте 2014 года из инвестпортфелей АО «НПФ «УларУмит» и АО «НПФ «Астана». Требования ЕНПФ, по данным фонда, по депозитам будут удовлетворяться в порядке четвертой очереди, по облигациям – в порядке восьмой очереди.

Напомним, в октябре 2014 года в портфель пенсионных активов ЕНПФ Казахстана были приобретены долговые ценные бумаги МБА на сумму $250 млн. В мае 2017 года МБА сообщил о приостановлении выплат по внешним долговым обязательствам и инициировал процесс по их реструктуризации.

18 апреля 2018 года на совещании по итогам деятельности Нацбанка президент Нурсултан Назарбаев назвал «ужасной» работу «Эксимбанка», «Банка Астаны» и Qazaq Banki. Он отметил, что акционеры указанных банков «плохо руководили» этими финансовыми учреждениями, добавив, что деньги вкладчиков «вытащили самым неправильным образом». Глава государства потребовал вернуть средства, вложенные квазигосударственным сектором и гражданами, если эти банки хотят продолжить свою работу.

«Эксимбанк» был лишен лицензии на проведение всех банковских операций 27 августа 2018 года. 28 ноября 2018 года специализированным межрайонным экономическим судом города Алматы (СМЭС) принято решение о принудительной ликвидации АО «Эксимбанк Казахстан».

 

По материалам КазТАГ