В Караганде от мошенников пострадали несколько пенсионерок. Аферисты знают не только имена, телефоны, но и номера банковских карт.,пишет informburo.kz.
Казахстанцы жалуются на аферистов, которые каким-то образом узнают их персональные данные и номера телефонов. Звонят, предлагают услуги и даже оформляют кредиты.
У пенсионерки Светланы Доброскокиной был кредит, поэтому она не удивилась звонку из банка на домашний телефон. И хотя она отказалась от предложения рефинансировать этот заём, вскоре у неё появилось ещё несколько кредитов на общую сумму почти в 1,5 млн тенге.
Мошенники знали ИИН и фамилию Светланы Доброскокиной и даже номер банковской карты. Все сообщения приходили с номера банка. В банке пообещали разобраться, но женщине теперь приходится выплачивать новые кредиты. Это 36 тысяч тенге в месяц при том, что у неё пенсия всего 70 тысяч. В полиции женщина увидела ещё несколько пострадавших бабушек с похожими историями, у которых суммы кредитов доходили до 9 млн. Возбудили уголовное дело по статье "Мошенничество".
"Идёт утечка банковских программ с правом доступа, – прокомментировала ситуацию представитель Региональной палаты юридических консультантов Карагандинской области Елена Попова. – Даже через компьютер, как мы видим по Светлане Ивановне, непосредственно уже мошенники от имени банка отправляют коды".
В банке уверяют, что злоумышленники не имеют доступа к банковским базам данных.
"Злоумышленники используют базы данных с персональными данными граждан Казахстана, которые свободно продаются в Сети, – заверяет представитель департамента защиты информационных ресурсов банка Канат Елчибеков. – Также злоумышленники осуществляют сбор сведений клиентов банка, используя для этого различные мошеннические сайты, на которых проводятся розыгрыши от имени банков либо проводятся платные опросы".
Пострадавших столько, что юристы уже готовят обращение к президенту страны.
Эксперт в области кибербезопасности Евгений Питолин подчёркивает: единожды оставив свои данные в Сети, казахстанцы теряют контроль над ними.
По его словам, нередко люди оставляют свои данные на фишинговых сайтах, то есть имитирующих веб-страницы каких-то организаций. Кроме того, информацию часто крадут недобросовестные сотрудники тех же госорганов или банков. Также пользователи сети сами проявляют халатность, необдуманно пересылая свои данные через мессенджеры, оставляя их на форумах.
"Основная причина – мы отдаём их сами. Охотно, щедро и не думая о последствиях", – резюмировал эксперт.
Питолин уверяет: подвоха можно ждать от любой организации, которой казахстанцы оставляют свои данные, так как везде работают люди, и любой из них может оказаться пособником мошенников.
"Нигде наши данные на 100% не будут под защитой", – подчеркнул он.
Эксперт по кибербезопасности дал казахстанцам несколько советов.
"Первое и самое главное – это здравый смысл и критическое мышление, – сказал он. – Их надо включать в любой коммуникации в Сети. Старайтесь не использовать публичные, общедоступные, бесплатные сети в ресторане, аэропорту, ещё где-то, когда вы имеете доступ к вашим базам данных. Не регистрируйте мессенджеры и банковские карты на одни и те же номера телефонов, не пересылайте фотографии ваших кредитных карт, используйте сложные пароли и – самое главное – регулярно читайте о том, что происходит в мире киберутечек и повышайте собственный уровень киберграмотности".
Напомним, преступники могут воспользоваться не только данными вашей банковской карты. Бывают и более масштабные преступления: житель Костаная столкнулся с кражей личности – неизвестный мужчина из Нур-Султана присвоил его ИИН и теперь не только получает кредиты, делает покупки, но и переадресует костанайцу свои штрафы.
Источник informburo.kz