Интерес казахстанцев к жилищным займам снизился, однако на автокредиты он вырос. О том, как может сложиться спрос на рынке займов,  рассказали профучастники , сообщает prodengi.kz .

20 миллиардов тенге направили на льготное автокредитование: 18 октября  2019, 11:48 - новости на Tengrinews.kz

Согласно опросу фининститутов, который провел Нацбанк, во II квартале спрос на ипотечные займы и автокредиты вырастет. Тем временем председатель правления Bereke Bank Андрей Тимченко предположил, что рынок ипотеки Казахстана будет полностью зависеть от госпрограмм.

«Без них объем ипотеки на рынке будет очень маленький, потому что у банков таких длинных денег нет, в природе просто нету. Когда-то у нас было 14 пенсионных фондов, и можно было длинные облигации выпускать на 10, 20, 30 лет. Но сейчас у нас один фонд, и, кроме госпрограмм, нам неоткуда взять деньги под жилищные займы», – ответил банкир на вопрос редакции .

Эксперт команды Jusan Analytics Сунгат Рысбек отметил, что и автокредитование остается одним из востребованных залоговых займов населения. Ссылаясь на данные ПКБ, он рассказал, что за два года в среднем ежеквартально портфель автокредитов рос на 59 млрд тенге. Тогда как во время выдачи льготных займов он достигал 221 млрд тенге. При этом эксперт обратил внимание на уровень отказов в этом сегменте. По информации Нацбанка, в IV квартале 2022 года он составил 86%, а в последние несколько лет не опускался ниже 80%. По словам Рысбека, из-за частых отказов большинство казахстанцев стали кредитоваться в МФО.

«С нашей точки зрения, внедрение госпрограммы автокредитования искажает рынок, раздувая стоимость авто, делая его менее доступным для населения. Сейчас большинство банков и МФО создают собственные продукты на этом рынке. Учитывая повышенный спрос и конкуренцию, участники рынка в условиях конкуренции смогут определить оптимальную ставку как для населения, так и для себя», – считает эксперт.

Между тем экономист Эльдар Шамсутдинов назвал прогноз по автокредитованию «слишком оптимистичным». По его мнению, продажи как новых, так и б/у автомобилей падают, поскольку долгое время они поддерживались за счет кредитных средств. «В целом, доля займов на авто в общем кредитном портфеле банков невысокая и занимает порядка 5,7% (1,5 трлн тенге), при этом его портфель высокооборачиваемый. Он обновляется за 2,5 года, а льготные ссуды могут замедлить оборачиваемость портфеля до пяти лет», – уточнил он.

Источник prodengi.kz