О том, нужно ли об этом переживать, рассказывает директор Tax&Legal, Deloittе Хадиша Сейдалина , сообщает forbes.kz .
Ни для кого не секрет, что большая часть общества постсоветского пространства с недоверием и опаской относится к раскрытию информации государственным органам. Одним из самых часто задаваемых нам вопросов от физических лиц, например, уезжающих на работу за границу, был вопрос о том, каким образом налоговые органы получат информацию об их зарубежных банковских счетах и доходах – насколько реален риск быть замеченными?
В течение последних лет данная ситуация меняется. Этому есть несколько объяснений.
Во-первых, прозрачности требует мировое сообщество. Еще в 2012 году был разработан план мероприятий, первоочередной задачей которого явилась борьба с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения – то есть инициативы BEPS (повышение эффективности правил о контролируемых иностранных компаниях, разработка правил трансфертного ценообразования, исключение злоупотреблением конвенциями и т.д.). Как следствие, мы видим различные изменения в международных законодательных актах, нацеленные на транспарентность любой бизнес-деятельности. На практике данные меры для физических лиц проявились в том числе и в виде ужесточения условий принятия клиентов иностранными банками, которые стали требовать подтверждение источника доходов либо подтверждение налогового комплаенса в стране резидентства бенефициара.
Во-вторых, такие меры затрагивают и законодательство Казахстана, например, за последние несколько лет произошли значительные изменения в законодательстве о КИК (контролируемые иностранные компании). Также существует и локальная инициатива государства по переходу на всеобщее декларирование, в связи с введением которого гражданам Казахстана необходимо задуматься о своем налоговом комплаенсе и заняться налоговым планированием уже сейчас. Всеобщее декларирование уже заработало для работников квазигосударственного и государственного секторов. А со следующего года затронет учредителей и руководителей казахстанских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и их супругов, не имеющих никакого отношения к государственной службе, а также к государственным/квазигосударственным учреждениям.
У налоговых органов более чем в 100 странах появился инструмент, благодаря которому проверить выполнение налоговых обязательств физических лиц в определенных случаях не составит труда. Это отчетность, которую они получают в рамках стандарта об автоматическом обмене информацией (Common Reporting Standard - CRS). Отчетность CRS обязывает финансовые институты раскрывать информацию о деньгах своих клиентов, а также об их пассивных доходах налоговым органам своего государства, тогда как последние обязаны предоставить эти данные налоговому органу в стране резидентства физического лица. Казахстан подписал соответствующее международное соглашение в 2018 году и начал обмениваться информацией с 2021 года.
В связи с этим в налоговые органы Казахстана уже поступает информация о деньгах на иностранных банковских счетах резидентов Казахстана, а также информация о пассивных доходах. Пассивные доходы включают в себя дивиденды, проценты. А финансовые институты определяются в соответствии с законодательством каждой страны: в данное понятие могут входить как классические финансовые институты, к которым мы привыкли, – банки, страховые организации, так и иные финансовые институты – например, брокеры, различные управляющие.
Сегодня мы видим, что Комитет государственных доходов МФ РК начал активно использовать данные, полученные путем автоматического обмена информацией, для проверки исполнения налоговых обязательств физическими лицами – резидентами РК.
Так, для казахстанских налоговых органов самым простым примером того, что можно проверить, имея информацию, полученную в рамках CRS, — это насколько физическое лицо исполняет свои налоговые обязательства по подаче декларации о наличии банковских счетов за границей, о доходах в виде иностранных дивидендов, процентов.
На текущий момент резиденты Казахстана обязаны подать декларацию по форме 240 в случае наличия у них:
- дохода, не облагаемого у источника выплаты в РК, – это в первую очередь все зарубежные доходы и некоторые доходы из Казахстана;
- иностранных активов в виде денег на иностранных банковских счетах (превышающих эквивалент $1 тыс. в совокупности по всем счетам), ценных бумаг нерезидента и долей участия в юридических лицах - нерезидентах, а также в случае наличия иностранной недвижимости.
В целом принцип налогообложения физических лиц в Казахстане справедливый и соответствует мировой практике: резиденты уплачивают налоги с общемирового дохода, а нерезиденты - только с дохода из казахстанского источника. То есть если вы получили доход, то необходимо отчитаться по нему у себя в стране резидентства.
Конечно, если углубляться в специфику налогообложения физических лиц, то здесь очень много недочетов и пробелов, к примеру, нашумевшее налогообложение дохода от прироста стоимости при торговле на бирже, когда, согласно нашему налоговому законодательству, в налоговую базу включаются только прибыльные сделки, а убыточные сделки не учитываются вовсе. В зарубежной практике учитывается чистый результат всех сделок, что более справедливо и логично. Но сейчас не об этом.
Ставка ИПН в Казахстане довольно низкая, и только в редких случаях возникает необходимость уплатить налог в Казахстане по зарубежному доходу. Это все благодаря местной льготе, которая позволяет зачесть иностранный налог в счет казахстанского налогового обязательства. Учитывая данный факт, представление декларации по иностранным активам и доходам – это зачастую больше административная нагрузка, нежели финансовая (за исключением случаев, когда доходы не облагаются налогом за границей либо налогооблагаемая база отличается, как в случае с торговлей ценными бумагами). Важно отметить, что на стоимость иностранных активов, отраженных в декларации, индивидуальный подоходный налог не начисляется. ИПН уплачивается только с доходов.
С учетом международных инициатив и введения всеобщего декларирования в РК вскоре все граждане привыкнут сдавать и раскрывать информацию налоговым органам. В связи с этим задача государственных органов состоит в том, чтобы не только обеспечить возможность обрабатывать гораздо больший объем информации и следить за соблюдением законодательных требований физическими лицами, но и обеспечить конфиденциальность получаемых данных – ведь это весьма деликатный и личный момент.
Автор Хадиша Сейдалина
Источник forbes.kz