Специалисты считают, что биометрия не предотвратит фиктивных сделок сообщает inbusiness.kz.

Новые технологии в банках: биометрия— Kapital.kz

В проект Правил реализации пилотного проекта по использованию средств биометрической идентификации в ИС ЭСФ планируют внести изменения с 4 октября. Теперь при отправлении электронного счета-фактуры нужно будет проходить биометрическую идентификацию. Проходить Face ID должен будет либо директор компании, либо бухгалтер, как уполномоченное лицо. В КГД МФ РК пояснили, что планируют использовать биометрическую идентификацию для борьбы с фиктивными сделками и продажей несуществующих товаров. Бухгалтеры против планируемых нововведений .

“Бывает так, что на вас просят открыть фирму, а потом через год вы узнаете, что через нее прогнали сомнительный миллиард тенге, используя вашу ЭЦП, без уплаты налога. А тут в случае выявления рисков программа будет просить пройти Face ID”, – пояснил заместитель руководителя администрирования НДС КГД МФ РК Думан Кансеитов.

Цифровой проект предусматривает применение биометрической идентификации только в особых случаях и при высокой степени риска, охват составит около 1% компаний, выписывающих электронные счета-фактуры. По словам Думана Кансеитова, процедура биометрической идентификации не ограничивает бизнес: в случае необходимости ее нужно пройти лишь единожды в день, в любое удобное время. Налоговые органы не будут осуществлять сбор биометрических данных, проверка будет осуществляться на сервисах, используемых на портале электронного правительства Digital-ID.

“Да, сейчас идет много негатива со стороны бизнеса. Мы пытаемся объяснить, что сложного тут ничего нет. Не все плательщики, кто выписывает электронный счет-фактуру, будут проходить биометрию, а только плательщик с высокой степенью риска, где, например, нет работников, приобретения или происхождения товаров. Те, кто работает годами, не будут попадать под это новшество. Если бизнес чистый и открытый, он даже под этот пилотный проект не попадет. Тем, кто работает годами, бояться нечего”, – сказал Думан Кансеитов.

Он пояснил, что если у компьютера нет камеры, то биоидентификацию можно пройти через телефон, предварительно отсканировав с компьютера специальный QR-код. Эта схема применима и в случае, если директор компании находится за рубежом.

В настоящее время в пилотный проект вносятся дополнительные изменения, предусматривающие прохождение биометрической идентификации компаниями с высокой степенью риска, определенными по СУР (система управления рисками).

Биометрия проблем не решит

Профессиональный бухгалтер РК Жанара Кенжебекова считает, что от законопроекта пользы нет. Биометрия не предотвратит от фиктивной сделки. Бухгалтеры против биометрии, так как боятся кражи данных и оформления на них кредитов. Многие аутсорсинговые компании или бухгалтеры выполняют поручения руководителя по выписке ЭСФ и не видят реальную услугу и товар. Нести ответственность за сделки они не согласятся. А если аутсорсинговые компании закроются, то страна может лишиться дополнительных налоговых поступлений в бюджет.

“По факту это будет вредить бизнесу. На практике ни один директор не работает с порталом ЭСФ. Директор занимается развитием бизнеса, а на портале работает бухгалтер. Но в законопроекте, который сейчас висит на обсуждении, текст прописан таким образом, что ответственность с директора за дела предприятия и сделки перекладывается на плечи уполномоченного лица. То есть тот, кто выписывает ЭСФ и проходит Face ID, тот и будет нести ответственность за сделку”, – пояснила бухгалтер.

Жанара Кенжебекова добавила, что, помимо отсутствия пользы, пилотный проект нарушает законодательство, так как за фактическую и хозяйственную деятельность из-за недействительной сделки ответственность и так предусмотрена законом. Плюс польза государства от введения проекта не доказана. Нет и никаких гарантий защиты данных тех, кто будет проходить Face ID.

“Прежде чем вводить проект из пилотного в штатный режим, должны провести анализ регуляторной политики проекта – насколько он эффективен и затратен для бизнеса и государства”, – отметила эксперт.

Что касается налогоплательщиков, которые попали в высокую степень риска, то с 2019 года в Казахстане ввели три вида категорирования по степеням риска: налоговую, таможенную и круговую. Жанара Кенжебекова отметила, что в каждой из систем есть определенное количество открытых и закрытых критериев, по которым предприниматель может в нее попасть.

“Тут и коррупционный риск. Если в биометрии будет участвовать налогоплательщик с высокой степенью риска, то он может не понимать, на основании чего он туда попал. И это будет дополнительный рычаг давления и самоуправства от налоговых органов. А доказать, что ты ничего не нарушил, не получится, так как есть определенные критерии”, – сказала бухгалтер.

Жанара Кенжебекова привела еще несколько аргументов, почему бухгалтеры против биометрии при выписке ЭСФ:

  • ИП не может делегировать подписание ЭСФ;
  • если уже подписаны накладная и АВР, то биометрия для ЭСФ не поможет;
  • не у всех предпринимателей в Казахстане стабильный Интернет, который позволяет передавать изображение через камеру;
  • есть очень много неплательщиков НДС, которые в некоторых случаях выписывают ЭСФ, которые не могут быть фиктивными, т. к. нет возможных потерь по НДС;
  • руководитель компании не может постоянно находиться в офисе рядом с бухгалтером, чтобы “смотреть в камеру” при выписке ЭСФ.

Напомним, что пилотный проект, позволяющий применять биометрию при регистрации в ИС ЭСФ, ввели еще 31 марта 2023 года.

Автор Мария Галушко

Источник inbusiness.kz