Директор Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Александр Терентьев в РСК пояснил, что возможность запретить себе и на себя брать кредиты — это мера защиты от аферистов, в первую очередь , сообщает 365info .

Фото Деловая женщина говорит «нет» или держится в своем офисе

Фото: freepik.com

По словам Терентьева, с 11 февраля 2023 года принята поправка о праве физического лица установить либо снять добровольный отказ от получения банковских займов и микрокредитов через веб-портал электронного правительства.

Услуга «Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов» доступна на сайте Е-Gov и в приложении Е-Gov mobile.

Для того, чтобы воспользоваться данной услугой, необходимо:

  • зайти на сайт egov.kz либо приложение Е-Gov mobile с помощью ЭЦП, логина/пароля;
  • на главной странице сайта выбрать раздел «СЕРВИСЫ» — «Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов сроком на 6 месяцев» — «Заказать услуги онлайн;
  • далее необходимо заполнить все обязательные поля и подписать заявку посредством вашего ЭЦП.

Услуга «Стоп кредит» – сервис, позволяющий физическому лицу ограничить доступ к своему кредитному отчету для финансовых организаций. Следовательно, они не смогут одобрить мошеннический кредит на ваше имя.

«В связи с этим хочу сказать, что если в онлайн-банкинге заметили подозрительное пополнение/оформление кредита, то не переводите эти средства. Все вопросы нужно решать через банк или правоохранительные органы. Хочу коротко сказать о неосновательном обогащении: согласно статье 953 Гражданского кодекса тот, кто приобрел имущество за счет другого лица без установленных законодательством или сделкой оснований, обязан вернуть последнему такое имущество», — пояснил Терентьев.

Стать жертвой финансовых мошенников может любой человек, вне зависимости от образования, сферы работы, статуса. Но чаще всего на уловки финансовых мошенников попадаются неподготовленные к цифровому миру люди старшего поколения. И это неслучайно, поскольку пожилые граждане доверчивы и легко поддаются внушению со стороны.

«Злоумышленники могут позвонить к пенсионерам и, представляясь работниками банка, сообщить, к примеру, что с их карточки кто-то пытается вывести средства. Мошенники убеждают о необходимости перевести деньги на безопасный счет. Следом они уточняют, умеет ли пожилой человек пользоваться интернетом или мобильном банкингом, дают инструкции, как перевести дистанционно свои пенсионные деньги, предлагают скачать то или иное приложение на телефон, либо же советуют незамедлительно перевести деньги через банкомат. При этом мошенники торопят и давят эмоционально», — привел пример спикер.

Как уберечь людей преклонного возраста от мошенников:

  • Объясните пожилым людям, что не нужно безоговорочно верить незнакомцам, даже если они представляются сотрудниками банка, социальных служб, правоохранительных органов;
  • Если звонящие к вам обращаются по имени и отчеству и знают ваш адрес проживания, это не означает, что эти люди являются официальными лицами. Все необходимые данные можно получить разными способами, они могут находиться в открытом доступе, в интернете;
  • Обязательно спрашивайте Ф.И.О и должность сотрудника и, чтобы это перепроверить, позвоните в Call-центр организации, от которой звонит якобы их представитель;
  • Если на телефоне высвечивается номер близкого человека, но его плохо слышно, и он сообщает, что попал в беду, просит перевести ему деньги, завершите разговор и перезвоните ему сами;
  • Никогда и никому не сообщайте свои персональные данные, полные реквизиты банковской карты, включая срок действия карты, CVC/CVV-код, а также кодовое слово и остаток денежных средств;
  • Запомните: банковские сотрудники, операторы Call-центров финансовых организаций, представители правоохранительных органов никогда не будут спрашивать персональные данные по телефону. Эти конфиденциальные сведения нужны только мошенникам.

Спикер отметил, что служба безопасности не звонит клиентам. Все вопросы касающиеся безопасности решаются в центральном офисе банка. В борьбе с мошенничеством банки постоянно улучшают правила и алгоритмы безопасности, чтобы обеспечивать безопасность денежных средств клиентов. Это включает в себя разнообразные меры, такие как многоуровневая аутентификация, мониторинг подозрительной активности, защита от вредоносного программного обеспечения и шифрование данных.

Если же вы все-таки раскрыли информацию о своих персональных данных, то нужно срочно заблокировать свою карту и поменять пароли от личного кабинета в банковском приложении, от электронной почты, аккаунтов в соцсетях. И непременно обратитесь в свой банк, а также правоохранительные органы, если мошенники успели снять деньги с вашего счета. Карточку банк заблокирует и перевыпустит новую.

Автор Антон Тугузов

Источник 365info.kz