Казахстанцы с сегодняшнего дня смогут открывать брокерские счета с помощью биометрической идентификации или через SMS-код. Об этом сообщила заместитель председателя Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) Мария Хаджиева.

АРРФР внесло изменения по вопросам регулирования рынка ценных бумаг в 16 нормативно-правовых актов. Изменения вступают в силу с сегодняшнего дня, 9 октября.

По словам Хаджиевой, поправки были необходимы для либерализации действующего регулирования, расширения возможности предоставлять населению брокерских услуг дистанционным способом и повышения защиты прав инвесторов.

В частности, в рамках цифровизации процесса оказания брокерских услуг клиентам предоставлена возможность заключения брокерских договоров электронным способом. Это значит, что казахстанцы смогут подписывать договоры не только с помощью ЭЦП, как это было возможно в течение последних пяти лет, но и с помощью биометрической и динамической (через SMS-код) идентификации.

«Эти решения могут быть реализованы брокерами через самостоятельно разработанные приложения с проведением сверки данных физиологических и биологических особенностей клиента с КЦМР (Казахстанским центром межбанковских расчетов)», – пояснила Хаджиева на брифинге в пятницу.

Интеграция с базами данных КЦМР и Государственного кредитного бюро (ГКБ) предоставляет брокерам возможность не только заключать подобного рода договоры, но и актуализировать данные о клиентах без их обращения.

Сервис по удаленной биометрической идентификации разработан Национальным банком совместно с участниками финансового рынка и был запущен в пилотном режиме еще в апреле текущего года, напомнила зампред АРРФР. С 1 октября система уже запущена в промышленную эксплуатацию.

В рамках либерализации деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг также существенно упрощается порядок заключения маржинальных сделок, сделок на международном рынке и порядок открытия лицевых счетов для иностранных инвесторов.

Напомним, маржинальные сделки предполагают проведение спекулятивных торговых операций с использованием денег и/или товаров, предоставляемых торговцу в кредит под залог оговоренной суммы — маржи. По словам Хаджиевой, порядок расчета уровня маржи теперь будет определяться внутренними документами самого брокера, что позволяет ему самостоятельно устанавливать ограничительный уровень маржи в отношении клиентов.

«Это исключает излишнюю регуляторную нагрузку и позволит, как мы думаем, активизировать регулярную маржинальную торговлю. В дополнение к этому мы исключили требования к доверенности при проведении операций «margin call», что будет предполагать ускорение операции и минимизацию процедур, связанных с проведением данной сделки. Это условие будет теперь оговариваться в первоначальном клиентском заказе на заключение маржинальной сделки», – сказала Хаджиева.

Помимо этого, в связи с запуском центрального контрагента на KASE исключены требования к ежедневному расчету брокерами параметров рисков по сделкам. Их параметры будут определяться и рассчитываться централизованно самим центральным контрагентом.

Что касается иностранных инвесторов, то для них при открытии лицевых счетов исключены требования по нотариальному засвидетельствованию карточек с образцами подписей. Это, как считают в АРРФР, позволит сократить расходы иностранных инвесторов и время для открытия лицевого счета.

Также с целью развития инфраструктуры рынка ценных бумаг реализована интеграция внутреннего фондового рынка и биржи МФЦА – сформирован междепозитарный мост.

По словам зампреда, это предполагает открытие счета Центрального депозитария Казахстана в системе учета Центрального депозитария МФЦА и наоборот.

«За счет этого сократятся расходы участников и время на перевод ценных бумаг из одной системы в другую систему номинального держания», – уточнила Хаджиева.

Еще одно новшество: для обеспечения защиты прав инвесторов предусматривается требование, что брокеры должны осуществлять взаимодействие с клиентами и контрагентами через корпоративные средства связи. Все переговоры должны записываться и храниться в течение пяти лет.

«Внедрение данной нормы повысит качество обслуживания и позволит более эффективно реагировать на жалобы инвесторов. Аналогичные требования есть во многих странах. В частности, в США и странах Евросоюза такой способ связи с клиентом является постоянным», – отметила Хаджиева.

Отметим, участники рынка ценных бумаг ранее отмечали «Курсиву», что с нетерпением ждут реализации возможности по удаленной идентификации клиентов.

Автор Динара Бекмагамбетова

Источник kursiv.kz