Четверг, 05 августа 2021

Ответ на это вопрос – в опросе «Государственные услуги онлайн», проведенном компаниями SAP и EY.

 Астанчанке в eGov приписали чужого ребенка

Как часто гражданин Казахстана взаимодействует с государственными органами? Не каждый день, конечно, тем не менее на протяжении всей жизни регулярно – начиная с рождения, когда сам факт появления на свет регистрируется в загсе. Взрослый человек платит налоги, обращается к государству за пособиями, оформляет сделки купли-продажи, регистрирует переход права собственности и т. д. Сегодня все эти действия называются получением государственных услуг, то есть таких функций государства, которые направлены на реализацию прав, свобод и законных интересов граждан.

Госуслуг становится все больше: запись в детский сад, получение всевозможных справок, получение информации о здоровье, оформление документов, бронирование очереди в центр обслуживания населения (ЦОН) и т. д. Предоставление госуслуг заметно облегчает автоматизация, и казахстанцы это ценят. Недаром слово eGov, обозначающее портал электронного правительства, теперь можно услышать повсюду: и на автобусной остановке, и в поликлинике, и в продуктовом магазине.

Однако является ли онлайн-обслуживание комфортным для жителей страны? Как сами граждане оценивают качество и удобство цифровых госуслуг? Удовлетворены ли они новшествами и получают ли то, чего ожидают? В какую сторону следует двигаться разработчикам, чтобы повысить популярность «дистанционных» услуг среди населения? От чего следует отказаться, а каким категориям отдать приоритет? Ответы на эти и другие вопросы были даны в исследовании компаний SAP и EY «Государственные услуги онлайн», проведенном путем анкетирования.

В прошлом пандемийном году Казахстан вошел в первую тридцатку рейтинга развития цифрового правительства ООН, поднявшись за два года с 39 на 29 место. Ближайшими соседями в этом списке у Казахстана являются такие развитые страны, как Канада и Израиль, гораздо ниже расположились Россия, Италия, Китай и Турция. Среди стран Азии республика занимает шестое место, пропустив вперед только Корею, Японию, Сингапур, Кипр и ОАЭ.

По официальным данным, на начало 2020 года в Казахстане было автоматизировано 82% государственных услуг. Ежедневное получение услуг в электронном формате после введения чрезвычайного положения в стране увеличилось в 3 раза, достигнув за год цифры 17 млн электронных госуслуг. В 2021 году правительство планирует довести долю автоматизации до 93%. Такая высокая степень автоматизации не может не порождать проблем для пользователей. На базе опроса компании SAP и EY подготовили отчет, в котором даны детальные ответы на самые актуальные вопросы по теме государственных услуг. Кто пользуется онлайн-услугами, сколько лет среднему пользователю? Какие именно сервисы являются самыми популярными у казахстанцев? Как часто они обращаются за услугами?

Всего было опрошено 1887 интернет-пользователей старше 18 лет. Подавляющее большинство, 85% участников опроса, это люди в возрасте от 18 до 45 лет с высшим или средним образованием. Более 50% респондентов оценили себя как продвинутых пользователей компьютера. Не пользуются современными технологиями только 5% опрошенных. Таким образом, участниками исследования стали именно те, кто регулярно или от случая к случаю используют электронное правительство и другие порталы госуслуг. То есть исследование SAP и EY анализирует актуальное положение дел в сфере предоставления государственных услуг.

Наиболее важным в опросе было выявление проблем, с которыми сталкиваются пользователи: что мешает в использовании онлайн-формата, насколько удобно получение госулуг, как пользователи оценивают их качество и т. д.

Респонденты также ответили на вопросы, к каким сервисам они чаще всего обращаются и каких услуг не хватает, мешают ли сбои в работе интернета и технические проблемы, что востребованнее — уплата штрафов или получение пособий.

Некоторые результаты опроса оказались довольно неожиданными. К примеру, из тех участников опроса, кто не прибегает к компьютерным технологиям или не очень хорошо в них разбирается, почти половина (47%) заявила, что им удобно пользоваться госуслугами онлайн.

Узнать подробности об опыте жителей Республики Казахстан, уровне удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг и удобством пользования ими в онлайн-формате, а также ознакомиться с теми направлениями, проработка которых поможет повысить уровень удовлетворенности граждан, вы можете в специальном исследовании компаний SAP и EY.

Автор  Иван Жуков

Источник  forbes.kz